руководство по ремонту

  ВАЗ 2109, 2108 (21099)
               руководство для ВАЗ-21099

+ Описание автомобиля
+ Эксплуатация автомобиля
+ Тех. обслуживание
+ Уход за автомобилем
+ Некоторые неисправности
+ Ходовая часть
+ Рулевое управление
+ Тормоза
  Электрика
 - Предохранители и реле
 + Генератор
 + Стартер
 + Световые приборы
 + Печка
 + Дворники
 - Звуковой сигнал
  Зажигание
 - Распределитель зажигания
 - Разборка распределителя зажигания
 - Ремонт расприделителя зажигания
 - Сборка распределителя зажигания
 - Катушка зажигания
 - Как проверить катушку зажигания
 - Коммутатор
 - Высокая приборная панель
 + Низкая приборная панель
+ Кузов
+ Двигатель и его системы
+ Трансмиссия
+ Дополнения
   Статьи

Зажигание



система зажигания
Элементы системы зажигания:
1 - радиатор коммутатора
2 - коммутатор
3 - катушка зажигания
4 - распределитель зажигания

Перед работой:
отсоедините провод от клеммы “–” аккумуляторной батареи.

ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ ПРИНЦИПА РАБОТЫ СИСТЕМ ЗАЖИГАНИЯ
(могут иметься некоторые отличия в зависимости от года выпуска а/м)

Для того чтобы двигатель мог работать правильно, необходимо, чтобы электрическая искра воспламеняла топливно-воздушную смесь в камере сгорания точно в тот момент, который соответствует оборотам и нагрузке двигателя. Система зажигания питается низким напряжением от аккумуляторной батареи, которое полается на катушку зажигания, где оно преобразуется в высокое напряжение. Этого напряжения достаточно, чтобы в зазоре между электродами свечи зажигания, вкрученной в цилиндр, проскочила искра за доли секунды при высоком давлении сжатия (компрессии). Чтобы это происходило, система зажигания должна быть в хорошем состоянии и правильно отрегулирована.

Система зажигания разделена на две цепи: цепь низкого напряжения и цепь высокого напряжения.

Цепь низкого напряжения (иногда называемая первичной) состоит из аккумуляторной батареи, провода к выключателю зажигания, провода от выключателя зажигания к первичной обмотке катушки зажигания, провода от первичной обмотки катушки зажигания к контактам прерывателя и конденсатора в распределителе.

Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки зажигания, высоковольтного провода от центральной клеммы катушки зажигания к центру крышки распределителя, ротора, высоковольтных проводов свечей зажигания и свечей зажигания к центру крышки распределителя, ротора, высоковольтных проводов свечей зажигания и свечей зажигания. Между лапами хомута крепления катушки зажигания в фарфоровом изоляторе установлено добавочное сопротивление, включенное последовательно с первичной обмоткой. Это сопротивление (добавочное), величиной 1 Ом, автоматически выключается (замыкается накоротко) контактным диском тягового реле стартера при его включении. Вследствие этого при запуске двигателя величина тока, проходящего через первичную обмотку, увеличивается, и напряжение во вторичной цепи повышается. Это, в свою очередь, облегчает запуск двигателя особенно в холодное время, когда потребляемый стартером ток сильно увеличивается, а напряжение аккумулятора значительно падает.

Система работает следующим образом: высоковольтное напряжение генерируется в катушке зажигания путем размыкания цепи низкого напряжения. Это размыкание происходит путем размыкания контактов в этой низковольтной цепи. Высокое напряжение подается через угольную щетку в центре крышки распределителя к ротору в распределителе.

Ротор вращается по часовой стрелке в два раза медленнее коленчатого вала внутри крышки распределителя. Каждый раз он касается одного из четырех металлических контактов в крышке, которые соединены с проводами свечей зажигания; размыкание и замыкание контактов прерывателя приводит к образованию высокого напряжения, подаваемого через ротор к металлическому контакту в крышке распределителя и далее по высоковольтному проводу к свече зажигания, между электродами которой возникает искра.

Зажигание опережается и запаздывает автоматически, чтобы обеспечить своевременное образование искры при изменении нагрузки и оборотов двигателя.

Опережение зажигания контролируется механически и с помощью вакуума. Механический управляющий механизм включает в себя два грузика, которые под действием центробежной силы отодвигаются от вала распределителя при возрастании оборотов двигателя. При этом движении они поворачивают кулачок распределителя относительно вала распределителя, таким образом, обеспечивая опережение зажигания. Грузики удерживаются на месте двумя пружинами, причем их усилие достаточно чувствительно для правильной регулировки.

Октан-корректор сбоку распределителя позволяет производить ручную корректировку момента зажигания в сторону опережения или запаздывания.

Вакуумный регулятор опережения зажигания изменяет угол опережения зажигания в зависимости от нагрузки двигателя. С увеличением или уменьшением нагрузки двигателя изменяется разрежение во впускной системе двигателя и, соответственно в полости корпуса вакуумного регулятора, соединенной шлангом или латунной трубкой с карбюратором.

Порядок проверки и ремонта распределителей одинаков, но, в дополнение к этому, диафрагма вакуумного регулятора должна проверяться путем втягивания воздуха на выходной трубке. Если рабочий рычаг быстро возвращается в свое исходное положение, то диафрагма повреждена.

Для того чтобы в полной мере использовать функциональные возможности и экономичность вашего двигателя, необходимо точно его регулировать в определенные сроки. Регулярная настройка позволит поддерживать плавную работу двигателя и позволит избежать досадных помех и неприятностей, связанных с неотрегулированным двигателем.

Полная регулировка должна проводиться каждые 25000 км или каждые 12 месяцев, начиная с первой. Этот интервал должен быть сокращен вдвое, если автомобиль эксплуатировался в тяжелых условиях (буксировка прицепа, долгая работа на холостом ходу, частые остановки и запуски и пр.). Подразумевается, что текущее обслуживание проводилось регулярно, т.к. это, бесспорно, влияет на результаты настройки. Все описываемые шаги должны выполняться друг за другом, чтобы был общий эффект.

Контакты прерывателя и конденсатор

Функцией контактов является разрыв первичной цепи (цепи низкого напряжения) системы зажигания. Катушка зажигания должна повысить напряжение 12 В, подаваемое с аккумуляторной батареи до напряжения 25000 В, необходимое для образования искры. Для того чтобы сделать это, катушке нужны контакты, а также конденсатор.

В катушке есть первичная и вторичная обмотки. Когда зажигание включено, напряжение, поступающее с аккумуляторной батареи, проходит через катушку и контакты. Контакты соединены с землей, замыкая первичную цепь. Так как через катушку проходит ток, то в железном сердечнике катушки возникает магнитное поле. Когда кулачок распределителя поворачивается, контакты размыкаются, разрывая первичную цепь. Магнитное поле в первичной обмотке катушки при этом сокращается, и его линии пересекают обмотку вторичной цепи, которая намотана вокруг железного сердечника. Благодаря физическому закону, называемому электромагнитной индукцией, напряжение батареи возрастает до уровня, достаточного для образования искры в свече зажигания.

Когда контакты открыты, электрический заряд первичной цепи пытается «перескочить» щель, образованную между двумя разомкнутыми контактами. Если этот заряд не будет перемещен куда-нибудь, то металлические контакты начнут быстро разрушаться.

Функция конденсатора - снять излишнее напряжение с контактов, когда они открыты и, таким образом, уберечь контакты от обгорания и корродирования.

Для того чтобы понять, почему необходимо периодически регулировать ваш двигатель, рассмотрим тот факт, что система зажигания должна полностью пройти рабочий цикл каждый раз при образовании искры на свече зажигания. На 4-х цилиндровом, 4-тактном двигателе, две из четырех свечей должны давать искру при каждом обороте двигателя. Если обороты холостого хода вашего двигателя равны 800 об/мин, то контакты прерывателя открываются и закрываются 1600 раз (2x800=1600 в минуту). И так даже при холостом ходу. А что же говорить о работе при скорости 100 км/ч?

Существует два способа проверки зазора в прерывателе: с помощью листового щупа и измерителя угла замкнутого состояния контактов. При каждом способе нужно установить распределитель и отрегулировать время, в течение которого контакты остаются разомкнутыми. Если для регулировки контактов вы используете листовой (пластинчатый) щуп, то нужно выставить максимальное расстояние между открытыми контактами, когда нажимной узел прерывателя находится в верхней (наиболее выступающей) части кулачка. Если для регулировки контактов вами используется измеритель углов, то вы измеряете величину в градусах (угол поворота кулачка распределителя), когда контакты остаются закрытыми до начала их размыкания, когда высшая точка кулачка распределителя подойдет к максимальному углу прерывателя.

Если вам сложно понять, как работает прерыватель, то снимите крышку распределителя и попросите помощника включить стартер (следите, чтобы передача была выключенной). При этом можно проследить за работой деталей.

Существует два правила, которым всегда нужно следовать при регулировке или замене контактов. Контакты и конденсатор являются подобранными друг к другу, и никогда не следует заменять одну деталь без замены другой. Если зазор между контактами или угол их замкнутого состояния изменяются, то соответственно изменяется и момент зажигания. Следовательно, если вы регулируете контакты, то вы должны так же отрегулировать момент зажигания.










поиск по сайту