руководство по ремонту

  ВАЗ 2109, 2108, 21099
        К руководству по ремонту

     Статьи из журналов
ВАЗ-2108: Полезная ретроспектива
История разработки ВАЗ-2108
Компоновка ВАЗ-2108
Ставим электростеклоподъёмники
100 тыс. побега для 2108
Уход за "Спутником"
Двигатель ВАЗ-2108
Приступаем к ТО 2
Обслуживание системы зажигания
О ремонте шарниров рулевых тяг
Рецепт кронштейна
Электроподогреватели
Как прикрепить зеркало в салоне
Как смажешь так и поедешь
Пружины, рессоры, шины..
Перестановка шин
Выбор шин по размеру
Можно ли ставить разные шины
Испытание с разными шинами
Нужны ли широкие шины?
Правильное давление в шинах
Натяжители цепи
Перегрев двигателя
Если сломалась помпа
Проверка бензонасоса без снятия
Выбор запчастей
Выбор и тесты амортизаторов
Тест амортизаторов Koni
Газонаполненные лампы фар
ВАЗ-21099 в фотографиях
В ожидании ВАЗ-21099
ВАЗ Тарзан
Финская Lada Samara
ВАЗ-2108 и Форд Эскорт
А теперь "девяносто третья"
Лимузин из ВАЗ-2108
Кабриолет из «ЛАДЫ»
ВАЗ-2108 для большого спорта Косметика для "ЛАД"
Кожанный салон
Декоративная обвеска кузова
Шумоизоляция кузова
Шумо- и виброизоляция
Аудиоколонки и их установка
Установка электрозеркал
Впрыск для Самары
Компьютер для Самары
Курение за рулем
ВАЗ и экология
Шины для "девятки"
Тюнинг ВАЗ-21099
Спортивные доработки 2108
Lada Сanopus 1,7 - тюнинг Самары
Моя "восьмёрка" ест 4 л. на 100 км
Устройство для экономии топлива
Самодельный съёмник рулевых тяг
Колесный блокиратор БЛ-ЭК
Турболизатор
Шины подешевле
Покупка нового ВАЗ
Двигатель Ванкеля
Обогрев впускного коллектора
Советы

Конструкция шин
Обозначения шин
Критерии выбора при конструировании авто

Koni привередливые...



Подбор характеристик амортизаторов —дело тонкое. Это зависит от кинематики подвески, массы и развесовки автомобиля, жесткости пружин и т. д. При этом «родные» амортизаторы серийных автомобилей, как правило, обладают характеристиками, соответствующими разумному компромиссу между комфортом и управляемостью.

Но все же многим автолюбителям хочется подогнать характер автомобиля под свой собственный, и часто они хотят от машины более острого, спортивного поведения. Тогда особый интерес начинает вызывать продукция знаменитых фирм — Sachs, Bilstein, Monroe, Koni, Воде... Что выбрать? Что даст автомобилю такая замена, и даст ли вообще что-нибудь?

Мы предположили, что среди владельцев отечественных машин такие вопросы чаще всего задают те, кто ездит на вазовских «восьмерках» и «девятках», и потому в качестве «подопытного кролика» решили использовать редакционную «восьмерку». Этот ВАЗ-2108 — с небольшим пробегом (около 10000 км), в стандартной (по мотору и подвеске) комплектации и на «родных» дисках и шинах Бл-85 размерности 165/70 R13.

Оставалось найти «фирменные» амортизаторы.

Первой фирмой, с энтузиазмом откликнувшейся на предложение поучаствовать в тесте, оказалась Виста — официальный дилер известной голландской фирмы Koni.

АЛЬТЕРНАТИВА ИЗ НИДЕРЛАНДОВ

Голландия, оказывается — страна не только тюльпанов и ветряных мельниц... Была там и мастерская по ремонту конской сбруи, основанная в 1857 году. А после второй мировой войны эта мастерская превратилась в специализированное предприятие по проектированию и изготовлению амортизаторов, кстати, не только автомобильных — виброгасящие элементы Koni используются на железнодорожном транспорте, в авиации и даже в конструкциях мостов. При этом благодаря оригинальным технологиям и качеству амортизаторы Koni снискали почет и уважение: с фирмой сотрудничают Ferrari, Porsche, команды Формулы-1, армия, полиция...

Все 2500 моделей автомобильных амортизаторов Koni делятся на три категории — Special (для обычной езды), Sport и Classic. Первые всегда красного цвета, спортивные — ярко-желтого, а черные — Classic — делают для уже снятых с производства автомобилей прошлых лет.

Отличительная черта всех амортизаторов Koni в том, что они — регулируемые, с изменяемым усилием хода отбоя (растяжения).

Для «восьмерки» нам предложили спортивные амортизаторы Koni в самом простом варианте — гидравлические и с возможностью регулировки усилия отбоя только после снятия с автомобиля. Это, конечно, не так удобно, как у «крутых» моделей, где можно изменить жесткость и без демонтажа амортизатора, но зато и не так дорого.

  Сначала передние стойки ВАЗ-2108 разбираются, а затем в них опускаются «капсулы» Koni

И вот рядом с нашей «восьмеркой» — красивые коробки с желтыми амортизаторами Koni Sport. (По словам представителей фирмы, обычные амортизаторы серии Special для Самар не выпускают.)

МОНТАЖ И ИЗМЕРЕНИЯ

В коробках, помимо самих амортизаторов, мы нашли полный комплект монтажных принадлежностей: гайки, шайбы, чашки для пружин и буферы сжатия. Весь процесс сборки подробно описан в инструкции на 14 языках, но, увы, кроме русского.

Все оказалось довольно просто. Передние амортизаторы выпускаются в виде патронавставки в штатную стойку, из которой надо предварительно удалить «родные» потроха, а затем заполнить пространство между патроном и стенками стойки тосолом — для охлаждения. (Мы использовали старые, «убитые» стойки, поскольку те, что стоят на нашей «восьмерке», еще вполне работоспособны.)

Проблем с монтажом не возникло, и «подгонка напильником» не потребовалась.

Регулировка жесткости хода отбоя производится так. Шток амортизатора нужно утопить в корпус до упора и слегка повернуть, пока там, в недрах амортизатора, регулировочная гайка не войдет в паз на дне корпуса. Далее шток вращают: по часовой стрелке, если надо «затянуть» амортизатор, и против, если надо ослабить. При этом гайка навинчивается на шток и перекрывает (или открывает) последовательно перепускные отверстия, увеличивая (или уменьшая) демпфирующее усилие. Усилие хода сжатия при этом не изменяется.

Чтобы численно оценить жесткость новых и старых амортизаторов, мы водрузили их на специальный измерительный стенд и «протрясли», причем жесткость амортизаторов Koni измерили трижды. Сначала — в самом «мягком» режиме (так и рекомендуется ставить новые амортизаторы), затем — после поворота штока на один оборот и, наконец, после поворота на два оборота — в крайнем «жестком» положении.

Результат представлен на диаграммах. И хотя подобные иллюстрации ориентированы на специалистов, мы отметим главное: даже в самом «мягком» состоянии амортизаторы Koni вдвое жестче, чем те, что устанавливают на заводе в Тольятти. А при закрученном до упора штоке жесткость увеличивается больше чем втрое!


Установка задних амортизаторов не требует дополнительных операций: они встают на то же место

Амортизаторы Koni позволяют ездить по «грейдеру» быстро и даже очень быстро

Диаграммы изменения усилия сопротивления амортизаторов

Испытания проводились на исследовательском стенде Miletta, Италия.

Ход штока - 60 мм, максимальная скорость перемещения штока - 0,314 м/с

Посмотрим, как все это скажется на поведении машины...

ЗАПРЯГЛИ — И ПОЕХАЛИ

«Натурный эксперимент» мы решили провести только с двумя крайними вариантами регулировок амортизаторов Koni — ведь иначе пришлось бы разбирать подвеску и регулировать углы установки колес не два, а три раза. Но сначала — поездим на вазовском «стандарте».





Жесткость амортизаторов Koni регулируется поворотом штока. Но для этого их надо снять с машины

 

Плавность хода приемлема, хотя «восьмерка» с «родными» стойками ныряет в каждую яму, подробно повторяя профиль дороги, а с ростом скорости возникает интенсивная раскачка кузова. Все дорожные швы и стыки отдаются в салоне ощутимыми шлепками, а на булыжной «бельгийке» чувствуется буквально каждый попавший под колесо камень.

Свернули на грунтовку — и сразу почувствовали жесткий «пробой» передней подвески. Приходится сбрасывать ход.

Управляемость у «восьмерки», в принципе, хороша. В поворотах — солидная недостаточная поворачиваемость. Реакции машины на управляющие действия быстрые, резкие, но при этом удобные. Реактивное действие на руле хорошее и информативное, но в затяжных поворотах при углах поворота руля больше 60 градусов большое «возвращающее» усилие утомляет и начинает мешать управлению. Сказалось это и на максимальной скорости выполнения маневра «переставка»: предел наступает по «моторике» — крутить «баранку» быстрее физически невозможно, хотя устойчивые и стабильные реакции машины еще позволяют попасть во второй «коридор», не задев ни одного из разметочных конусов.

Теперь ставим на «восьмерку» амортизаторы Koni в самом «мягком» режиме. Регулируем «сход-развал», выезжаем на трассу — и не узнаем машину!

Конечно, сразу чувствуется большая, чем у «стандарта», жесткость: автомобиль очень прилежно «отслеживает» профиль дороги. Но раскачка кузова совершенно исчезла, и на пологие волны «восьмерка» стала реагировать меньше. А по «грейдеру» теперь можно ехать без разбора — подвеска исправно «проглатывает» глубокие ямы и камни.

Ухудшилась, пожалуй, лишь вибронагруженность на булыжной мостовой, что и зафиксировали приборы — виброускорение, измеренное на подушке водительского сиденья, заметно возросло. Кстати, соответствующие диаграммы «перевернуты» — ведь чем больше уровень вибраций, тем хуже...

Управляемость тоже стала лучше. В поворотах «заработали» задние колеса, что заметно уменьшило недостаточную поворачиваемость — машина при сбросе газа плавно ввинчивается внутрь поворота. Осталось впечатление, что «отодвинулись» пределы управляемости, обусловленные сцепными свойствами шин, а еще при скоростном маневрировании перестало мешать реактивное усилие на руле. В повороте «восьмерка» стоит как влитая! Машина стала цельной, собранной и сбалансированной в своих реакциях.

Все это привело и к увеличению максимальной скорости выполнения маневра «переставка». Разница со «стандартом» в 3,6 км/ч, которая может со стороны показаться смешной, — на самом деле весьма существенна. Ведь речь идет о поведении автомобиля в критических ситуациях, и здесь каждые полкилометра в час на счету.

А вот «жесткий» вариант регулировки амортизаторов Koni Sport оказался действительно жесток: с такими разве что на кольцевые гонки выезжать. Конечно, нельзя сказать, что подвеска совсем «исчезла», однако, теперь машина «зубодробильно» подробно откликается на каждую неровность покрытия, а на булыжной мостовой тряска такая, что кажется, вот-вот — и «восьмерка» развалится на ходу. Если сесть в машину вчетвером, то ситуация чуть-чуть улучшится, но усилятся опасения, что крепления амортизаторов такой нагрузки не выдержат...

Раскачка кузова исчезла напрочь; пологие волны, швы и стыки машина теперь вообще не замечает. А в поворотах, при значительных боковых ускорениях, «восьмерка» начала «соскакивать» с неровностей, требуя коррекции рулем. Вновь возросла недостаточная поворачиваемость, а скорость на «переставке» снизилась на 1 км/ч. На «проселке» с ростом скорости автомобиль вел себя еще увереннее, провоцируя у водителя ощущение вседозволенности: энергоемкость такой подвески просто сумасшедшая... Но в целом, «жесткие» Koni оказались, как у Высоцкого — привередливыми...

ЧТО В ИТОГЕ?

«Восьмерка» с амортизаторами Koni стала заметно лучше, и на сей счет у нас нет никаких сомнений. Koni Sport — амортизаторы быстрые. И если в своем самом «мягком» режиме они придают Самарам уверенность в реакциях в сочетании с улучшением комфорта (за исключением езды по булыжной мостовой), то по мере их «затяжки» автомобиль приобретает все более спортивный характер. Кстати, возможность регулировки жесткости еще обеспечит и больший срок службы: ведь если обычные «убитые» стойки приходится перебирать или выкидывать, то Koni можно «поджать», компенсировав тем самым износ. При этом качество изготовления амортизаторов и репутация фирмы позволяют надеяться на надежную и долговечную работу амортизаторов даже в условиях наших, с позволенья сказать, дорог.

Правда, как и все хорошие вещи, амортизаторы Koni недешевы: передние стоят $142 за штуку, а задние — $100. То есть практически в пять раз дороже, чем «родные». Но зато — знаешь, за что платишь.

Вскоре будет проведен большой сравнительный тест «восьмерочных» амортизаторов, где будут участвовать и Koni, и Sachs, и Boge, и Monroe...

С. ВОСКРЕСЕНСКИЙ А. ДИВАКОВ



Экспертные оценки управляемости

Предельные скорости выполнения маневра «переставка», км/ч

Средневзвешенное эквивалентное вертикальное виброускорение, м/с2

Некоторые результаты испытаний автомобиля ВАЗ-2108 с амортизаторами СААЗ и Koni Sport

Экспертные оценки плавности хода

На булыжной мостовой

Выполнение маневра «переставка». Лучший результат был достигнут с амортизаторами Koni с самой «мягкой» регулировкой













поиск по сайту