Пускать ли кошку под капот


Краснейте от стыда, инженеры двигателисты всех стран! Вы десятилетиями бились над тем, чтобы снизить расход топлива на какие-то жалкие проценты? Грош вам цена! Проблема решена без вас, увольняйтесь!

Бред? Но именно на такие мысли наводит мелькающая на экране телевизора реклама. Нам предлагают купить уникальную вещь — устройство PowerCat, продукт высочайших американских космических технологий. Ставишь эту чудо-трубочку под капот — и машину не узнать! Цитируем памятку к изделию:

а) повышение до 15% мощности и увеличение, вследствие этого, маневренности автомобиля;

б) уменьшение износа двигателя; уменьшается коррозия (в оригинале — «карозия», прим. АР) внутри двигателя; двигатель работает намного дольше,

в) уменьшение содержания СО в выхлопе до 50%;

г) двигатель может работать на низкооктановом топливе;

л) экономия топлива у бензиновых двигателей до 30%, у дизельных — до 35%, у двигателей, работающих на газе, до 35%, в зависимости от типа двигателя и условий эксплуатации.

Если ваш двигатель работает на Бензине 95, сразу после установки PowerCat переходите на Бензин-92».

И так далее. Дух захватывает!

А теперь — по порядку.

МЫ, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ И...

Надо ли говорить, что мы решили приобрести эту вещицу? Сделать это оказалось просто.

Позвонили по указанному в рекламе телефону, договорились с курьером о встрече, и через час в обмен на 805 тысяч рублей нам вручили коробочку.

С нетерпением вскрываем. Там — аккуратно упакованная трубочка, напоминающая алюминиевую упаковку дорогих сигар. Есть и несколько листочков. Один из них желтый, другой — розовый.

На желтом — простая инструкция по установке (PowerCat нужно вживить в топливную магистраль, как можно ближе к карбюратору или форсунке системы впрыска), и обещанная выгода наступит либо сразу, либо после полутора тысяч километров пробега. А вот розовая бумажка оказалась поинтересней. Называется она «Соглашением пользования». Вот первая фраза: «Этот юридический документ — соглашение между Вами, конечным пользователем, и корпорацией ITFC производителя и владельца прав на различные версии PowerCat®. Открывая этот пакет, включающий Инструкцию по установке. Памятку Пользователя и систему PowerCat®, вы автоматически соглашаетесь с условиями этого соглашения, которое включает Ограниченную гарантию и Подтверждение».

Далее следует разъяснение, суть которого сводится к тому, что... никакой ответственности ни производитель, ни те, кто продает это устройство, перед потребителем не несут. То есть если вы вскрыли коробочку с «сигарой», а затем выяснили, что вам наврали, то шансов на восстановление справедливости или, по крайней мере, на возврат денег у вас нет. Хитро задумано! Хотя у нас есть подозрения, что и здесь не все гладко по части действующих в России законов.

Результаты испытаний устройства PowerCat

(автомобиль ВАЗ-2108, пробег перед началом испытаний 66330 км)

Доля СО и СН в отработавших газах (без нагрузки), %

Количество СО, СН, NOx, выработанное двигателем за один ездовой цикл, г

Расход топлива при движении по ..городскому циклу», л/100 км

Холостые обороты N = 810 об'мин

N = 3100 об/мин

СО

СН

СО

СН

СО

СН

NOx

1. Без устройства PowerCat

1,3

790

0,3

210

31,0

8,60

4,75

8,5

•2. С устройством PowerCat

1,5

830

0,3

190

29,5

8,60

4,85

8,5

3. С устройством PowerCat после пробега 1500 км

1,5

440

0,3

80

34,0

7,35

4,15

8,6

4. Без устройства PowerCat после пробега 1500 км

1,5

450

0,2

80

32,5

7,10

4.05

8,6

Замеры выполнялись в соответствии с требованиями ГОСТ 17.2.2.03-87. " В соответствии с правилом ЕЭК ООН 83-02.

Итак, первый раз мы почувствовали себя обманутыми, когда увидели телевизионную рекламу. Второй — когда вскрыли коробочку и прочли «соглашение». И все это, заметьте, еще до установки «кошки» на машину.

Как и рекомендует инструкция, устройство PowerCat мы установили под капотом ВАЗ-2108 «как можно ближе к карбюратору»

ИГРАЕМ ПО «ПРАВИЛАМ»

Мы тут же приступили к испытаниям, а на помощь призвали специалистов Центрального автополигона, вооруженных прецизионной профессиональной исследовательской аппаратурой. Перечислим кое-что из их арсенала: стенд с беговыми барабанами фирмы Schenck, газоанализатор Beckman, расходомер Ono Sokki...

А для начала провели «диспансеризацию» нашей редакционной «восьмерки», то бишь справились о ее «здоровье». Сделали это до установки новой системы. Проверили точность установки угла зажигания, измерили обороты холостого хода и выбросы на холостом ходу окиси углерода и углеводородов (СО и СН). Затем измерили «ядовитость» выхлопа на повышенных оборотах (3100 об/мин), когда двигатель работает без нагрузки. И только после этого переставили машину на беговые барабаны.

Сидящий за рулем испытатель «едет» в так называемом условном городском режиме. У него перед глазами — монитор компьютера. По экрану бежит «стандартный» график изменения скорости автомобиля во времени. Добавляя или сбрасывая газ, нужно удерживать красную точку (это «автомобиль») как раз на «траектории» графика. Компьютер, когда надо, дает приказы на остановку машины, на переключение передач, а беговые барабаны обеспечивают определенное сопротивление качению, имитирующее таковое при езде по реальным дорогам. Точный расходомер следит за потреблением топлива, а газоанализатор — за состоянием выхлопа.

После этих испытаний (чтобы уменьшить возможную погрешность, каждый цикл проводится дважды) мы получили данные о расходе топлива в городском режиме и о том, сколько граммов вредных веществ (СО, СН и NOx) было выработано за это время.

Теперь все повторяем по той же схеме, но уже с устройством PowerCat.

Результаты, как мы и подозревали, прозвучали первым траурным аккордом на похоронах энергетической революции, обещанной в рекламе устройства PowerCat.

Несмотря на то, что нам уже стало чертовски жаль денег, отданных за PowerCat, денег на бензин, а особенно — своего времени, мы все же решили довести дело до конца, «положив» на спидометр еще полторы тысячи километров. (Помните, нам ведь обещали, что через 1500 километров пробега эффект уж точно появится!)

Весь вечер и всю ночь двое испытателей носились по Подмосковью, а утром вновь приехали в лабораторию, чтобы повторить весь цикл измерений.

И что же? Расход топлива не изменился! (Его увеличение на 0,1 л/100 км — не в счет.)

Правда, справедливости ради отметим, что слегка уменьшились выбросы СН и NOx в городском режиме, а выбросы СН на холостых оборотах и при 3100 об/мин уменьшились в среднем вдвое. Чтобы удостовериться, является ли это заслугой PowerCat, равно как и мизерное увеличение расхода топлива, мы в четвертый раз провели все измерения, но теперь, как и в самом начале испытаний, без устройства PowerCat. Представьте себе, беспристрастная аппаратура показала практически те же данные, что и в ходе предыдущего эксперимента, то есть сохранилось едва заметное увеличение расхода топлива и заметное снижение выбросов СН на холостом ходу.

И все же почему уменьшилось содержание СН и NOx? Объяснение такое. Чтобы успеть «накатать» 1500 километров до очередного испытания, испытатели, если позволяли дорожные условия, ездили на высоких скоростях. Двигатель при этом длительное время работал в «установившемся» режиме. Это, как известно, способствует удалению нагара, что, в свою очередь, и приводит к частичному «очищению» выхлопа.

Все просто.

Но одно достоинство у устройства PowerCat есть: оно, похоже, не принесло никакого вреда! Если, конечно, смириться с потерей 150 долларов. На эти деньги, между прочим, можно было бы купить около 420 литров бензина (по московским ценам) и проехать на нашей «восьмерке», при ее расходе в 8,5 л/100 км, без малого пять тысяч километров.

Мы бы посоветовали потратить деньги именно так...

О. РАСТЕГАЕВ Фото автора