руководство по ремонту

  ВАЗ 2109, 2108, 21099
        К руководству по ремонту

     Статьи из журналов
ВАЗ-2108: Полезная ретроспектива
История разработки ВАЗ-2108
Компоновка ВАЗ-2108
Ставим электростеклоподъёмники
100 тыс. побега для 2108
Уход за "Спутником"
Двигатель ВАЗ-2108
Приступаем к ТО 2
Обслуживание системы зажигания
О ремонте шарниров рулевых тяг
Рецепт кронштейна
Электроподогреватели
Как прикрепить зеркало в салоне
Как смажешь так и поедешь
Пружины, рессоры, шины..
Перестановка шин
Выбор шин по размеру
Можно ли ставить разные шины
Испытание с разными шинами
Нужны ли широкие шины?
Правильное давление в шинах
Натяжители цепи
Перегрев двигателя
Если сломалась помпа
Проверка бензонасоса без снятия
Выбор запчастей
Выбор и тесты амортизаторов
Тест амортизаторов Koni
Газонаполненные лампы фар
ВАЗ-21099 в фотографиях
В ожидании ВАЗ-21099
ВАЗ Тарзан
Финская Lada Samara
ВАЗ-2108 и Форд Эскорт
А теперь "девяносто третья"
Лимузин из ВАЗ-2108
Кабриолет из «ЛАДЫ»
ВАЗ-2108 для большого спорта Косметика для "ЛАД"
Кожанный салон
Декоративная обвеска кузова
Шумоизоляция кузова
Шумо- и виброизоляция
Аудиоколонки и их установка
Установка электрозеркал
Впрыск для Самары
Компьютер для Самары
Курение за рулем
ВАЗ и экология
Шины для "девятки"
Тюнинг ВАЗ-21099
Спортивные доработки 2108
Lada Сanopus 1,7 - тюнинг Самары
Моя "восьмёрка" ест 4 л. на 100 км
Устройство для экономии топлива
Самодельный съёмник рулевых тяг
Колесный блокиратор БЛ-ЭК
Турболизатор
Шины подешевле
Покупка нового ВАЗ
Двигатель Ванкеля
Обогрев впускного коллектора
Советы

Конструкция шин
Обозначения шин
Критерии выбора при конструировании авто

Натяжители цепи



Гремят цели в моторах наших «жигулей». Те, кого заботит состояние машины, регулируют натяжение цепи не через 10 тысяч километров, как по инструкции, а в два-три раза чаще. Хотя по мере старения двигателя и такие хлопоты не всегда помогают. Эту малоприятную ситуацию рассматривает сотрудник журнала А. МОИСЕЕВИЧ.

Каковы причины неудовлетворительной работы цепного привода в двигателе ВАЗ? Прежде всего отметим, что неравномерная нагруженность любого привода к распределительному валу изначальна: на один оборот коленчатого вала приходится четыре поочередных открытия клапанов, каждое из которых связано с преодолением усилия пружин. Кроме того, скорость вращения коленчатого вала за время рабочего цикла по понятным причинам тоже не является постоянной. Применительно к цепному приводу все это ведет к колебаниям в ветвях цепи; гасить их должно специальное устройство — пружинный натяжитель. К сожалению, «жигулевский» натяжитель с этими обязанностями явно не справляется.

В приводе наблюдаются и резонансные явления, и так называемый молотковый эффект (только он один способен создать шум в 1,5 децибела), и иные неприятности того же рода, причем все они быстро нарастают по мере износа цепи. К сожалению, в короткой статье мы не можем рассмотреть техническую суть упомянутых процессов; вероятно, позже удастся вернуться к этому вопросу. Пока же зададимся другим: можно ли добиться нужного эффекта индивидуальной доводкой штатного натяжителя, скажем, зачисткой, шлифовкой и подгонкой его деталей? Увы, нет. Какие-то частичные и временные улучшения не исключены, но для принципиального улучшения работоспособности узла нужно менять его конструкцию. Однако, как показали исследования специалистов, две вещи надо взять на вооружение. Во-первых, регулировать натяжение цепи следует в положении, когда какой-то кулачок только начинает подъем соответствующего клапана (при работе двигателя в этот момент ведущая ветвь привода испытывает наибольшую нагрузку). Поймать такое положение можно на ощупь, вращая коленчатый вал вручную (при отсутствии опыта лучше делать это с вывернутыми свечами), или на глаз при снятой клапанной крышке. Во-вторых, затягивать цангу натяжителя после регулировки следует моментом не менее 4 кгс-м. В противном случае ударные импульсы со стороны ведомой ветви цепи вскоре продавят шток натяжителя через зажим и вся регулировка пойдет насмарку.

Между тем есть решение, радикально меняющее положение дела. Инженер Волжского автозавода Е. Никишков, много лет занимавшийся исследованием натяжителя, разработал конструкцию этого узла, свободную от органических пороков (фото 1). Правда, один небольшой источник шума в самом натяжителе при этом остался, но на работе привода он не сказывается. Затем автор пошел дальше: сделал натяжитель с противоударной гидробуферной полостью, которая при работе мотора автоматически и быстро заполняется маслом (фото 2). Последней разработкой стал тот же вариант, но переконструированный для наибольшей простоты изготовления в производственных условиях (фото 3). Все три модернизированных натяжителя взаимозаменяемы со штатным, имеют примерно тот же габарит, да и по внешнему виду отличаются мало. Однако, как показали эксперименты, они позволяют не только заметно уменьшить шумность цепного привода, но также благодаря снижению импульсных нагрузок и вибраций в нем существенно увеличить срок службы цепи. К сожалению, эксплуатационных испытаний до полного износа не проведено — для этого нужно слишком много времени. Определение же темпа износа на стенде позволяет заключить, что долговечность цепи, по самым осторожным оценкам, должна повыситься в полтора-два раза. В реальных условиях проверили другое: пробег до момента, когда потребуется подрегулировка натяжения цепи. Он составил 20 тысяч километров.

Почему же завод не поспешил воспользоваться трудами собственного изобретателя? Надо полагать, главное обстоятельство заключается не в технологических и организационных трудностях, а в отношении к цепному приводу как к неперспективному, уходящему в прошлое.

Однако, повторюсь, в парке эксплуатируемых машин цепной привод будет доминировать еще долго (отдельный вопрос: а надо ли вообще при хорошей доводке конструкции от него отказываться?). Поэтому, уверен, многие автомобилисты были бы благодарны государственному предприятию или кооперативу, которые взялись бы за серийное производство натяжителя Никишкова. Посмотрите еще раз на фото: для хорошего завода — не такая уж сложная штука! Надеемся, что энтузиасты найдутся, а редакция со своей стороны окажет им содействие в установлении контакта с разработчиком.

В заключение несколько слов тем, кто загорится желанием сделать модернизированный натяжитель для себя и своими руками. Автор, сохраняя права на разработку, не может представить редакции рабочие чертежи изделий. По этой же причине он не вступает в индивидуальную переписку по натяжителю даже «в порядке исключения». Поэтому обращаться с просьбами на эту тему не стоит. Придется подождать, когда новые натяжители появятся на прилавках.

Модернизированные натяжители цепи привода к распределительному валу, разработанные Е. Никишковым:
1 — механический вариант; 2 — гидробуферный вариант; 3 — гидробуферный вариант с улучшенной технологичностью.













поиск по сайту