В ожидании седана


Автомобильная промышленность не балует нас разнообразием в типах кузовов. Седан и кабриолет — у «Победы» и «Москвича—400», седан и универсал — у «жигулей», «волг» и «москвичей» моделей «407», «412» и «2140», седан и комби у ижевских машин, седан — у "запорожцев". Ну что ж, понятные трудности с изготовлением штампов, сложность делать три или четыре типа кузовов одновременно. Наконец, и это тоже можно отчасти понять, но не принять, — положение монополистов на рынке. И действительно, автомобилист «возьмет», что «дадут».

Но на Волжском автомобильном заводе рассудили иначе. Переднеприводные «лады-спутники» там стали делать сначала (в декабре 1984 .года) с трехдверным кузовом «хэтчбек», а затем, через два с половиной года появилась и пятидверная модификация «хэтчбека». Впервые в нашем автомобилестроении потребитель стал получать модель с разным числом дверей. И казалось бы, вслед за этим пора уже встать на конвейер машинам с кузовами «седан». Впрочем, нужен ли он — ведь при нынешнем-то дефиците купить бы автомобиль, а с каким кузовом уже неважно. Но вот наши читатели утверждают, что важно. Утверждают, что одно дело, когда машины с нужным им кузовом нет вообще, а другое — если на нее, хотя бы теоретически, можно рассчитывать. Дождаться в конце концов, когда объявят запись на нее, или уж найти «доброго человека», который «уступит»...

Автомобиль с кузовом «седан», имеющий вместительный багажник, отделенный от салона, как показывает действительность, пользуется у нас в стране устойчивым спросом. И поэтому с явным вожделением смотрели автомобилисты на фотографию «Лады-Спутника» с таким кузовом (ВАЗ—21099), сделанную корреспондентами ТАСС М. Медведевым и Г. Калачьяном и опубликованную рядом центральных и местных газет, и торопились задать в письмах вопросы: «когда», «что» и «почем»?

Самое трудное — «когда». Мы поинтересовались, как в таких случаях поступали ведущие мировые фирмы «Лянча», «Ниссан», «Остин», «Опель», ФИАТ, «Фольксваген», «Форд». Когда они, освоив пятидверный хэтчбек для модели, аналогичной «Ладе-Самара», дополняли его седаном? Самое быстрое — в тот же год. Самое долгое, так произошло с ФИАТами «Уно» и «Дуна», — через четыре года. Значит, ВАЗ—21099 нужно ждать после ВАЗ—2109 где-то в июне 1990 года? Да, выступая минувшим летом в Ленинграде на встрече редакции «За рулем» с читателями, первый заместитель генерального директора ВАЗа В. Каданников назвал срок начала выпуска ВАЗ—21099 — 1990 год. Ждать еще долго. Впрочем, не так уж.

Теперь — «что». Грядущая модификация — это знакомый нам во всех отношениях ВАЗ—2109 с одним добавлением — багажником, который, подчеркнем снова, изолирован от салона. И не только. Он вместительнее — по статистическим данным в среднем на 0,2 м3. Иными словами, вместо 0,31 м3, как у ВАЗ— 2109, может вырасти до 0,51 мц\ Это, конечно, поменьше, чем у ГАЗ—24 (0,7 м1), но больше, чем у ВАЗ—2105 (0,4 м3).

Скорее всего, кузов ВАЗ—21099 станет несколько жестче, чем у базовой модели. Его задняя стенка не будет ослаблена проемом под пятую дверь. Передняя же стенка багажника, меньший по периметру проем заднего стекла и дополнительные панели, образующие багажник, представляют собой элементы, которые придают кузову большую жесткость на скручивание. Поэтому, когда автомобиль наезжает колесами одной стороны на неровность, то кузов меньше деформируется и, следовательно, меньше вероятность, что в этот момент через стыки дверных проемов откроется доступ пыли и влаге в салон.

С появлением выступающего назад багажника машина обретает своего рода щит на пути брызг, грязи и пыли к заднему стеклу. Владельцы машин

ВАЗ—2108 и ВАЗ—2109 знают, как оно загрязняется и что без стеклоочистителя не обойтись. На ВАЗ—21099 он едва ли потребуется.

Перечисленные здесь достоинства седанов в сравнении с хэтчбеками, можно сказать, врожденные. Но, пожалуй, не поздно предусмотреть еще одно.

Сейчас у многих седанов стали делать раздельную спинку заднего сиденья. Правая ее треть может откидываться вперед, а за ней, в переборке между салоном и багажником — люк. Для чего? Для лыж, удочек и другой длинномерной поклажи. Это как раз и есть способ, который позволяет отчасти компенсировать недостаток седана по отношению к хэтчбеку — неудобство перевозки длинных предметов. И зная, что ВАЗ— 21099 появится еще не завтра, почему бы его более вместительный багажник не дополнить таким полезным усовершенствованием? Как смотрят на это конструкторы ВАЗа?

Ну уж если автомобиль обрел дополнительную емкость в виде отдельного багажника, грубо говоря, металлического ящика, то и масса седана при прочих равных условиях по сравнению с хэтчбеком должна вырасти. Мы проанализировали восемь зарубежных аналогов (того же класса, что и ВАЗ—2109) и нашли, что прирост составляет в большинстве случаев 30—35 кг. Поэтому снаряженная масса ВАЗ—21099 должна составить 946—960 кг. Это совсем немного, а потому розничная цена седана по сравнению с хэтчбеком в среднем, как показывает анализ зарубежных моделей, больше на 9—11%. Кажется, всего-то? Но эта надбавка — ее каждому несложно вычислить — довольно весома. Не надо забывать, что оплатить, к примеру, ВАЗ—2108 можно сорок одной (!) среднемесячной зарплатой рабочих и служащих (по уровню 1987 года). Можно было бы, конечно, не заострять на этом факте внимания, но уж очень хочется, чтобы Госкомцен СССР, устанавливая в будущем розничную цену на ВАЗ—21099, не вышел за пределы названного прироста и тем самым учел законные интересы потребителя.

Мы понимаем, что в условиях дефицита очень трудно убедить завод, министерство, планирующие и торговые организации руководствоваться мнением потребителей. Но, полагаем, даже и в этом случае их долг как можно лучше удовлетворить запросы автомобилистов.

И еще одно пожелание относительно ВАЗ—21099. Судя по реакции читателей, седан — наиболее желанный тип кузова в переднеприводном семействе. В 1987 году (данными за 1988 год редакция еще не располагает) из всех легковых машин, изготовленных в Тольятти, 67% поступили на внутренний рынок. Так почему бы не рассмотреть в будущем, скажем, на тот же 1990 или 1991 год такие пропорции выпуска «лад-спутников», чтобы советские граждане могли приобрести преимущественно седаны, а не хэтчбеки. Мы не беремся называть пропорции производства ВАЗ—2108, ВАЗ—2109 и ВАЗ—21099. Их поможет определить анкетный опрос, который (еще есть время) мог бы провести завод — изготовитель этих машин. Да и редакция журнала готова оказать помощь в этом деле, учитывая, что среди потребителей немало его подписчиков.

21099

Отдел науки и техники ¦ЗА РУЛЕМ»