руководство по ремонту

  ВАЗ 2109, 2108, 21099
        К руководству по ремонту

     Статьи из журналов
ВАЗ-2108: Полезная ретроспектива
История разработки ВАЗ-2108
Компоновка ВАЗ-2108
Ставим электростеклоподъёмники
100 тыс. побега для 2108
Уход за "Спутником"
Двигатель ВАЗ-2108
Приступаем к ТО 2
Обслуживание системы зажигания
О ремонте шарниров рулевых тяг
Рецепт кронштейна
Электроподогреватели
Как прикрепить зеркало в салоне
Как смажешь так и поедешь
Пружины, рессоры, шины..
Перестановка шин
Выбор шин по размеру
Можно ли ставить разные шины
Испытание с разными шинами
Нужны ли широкие шины?
Правильное давление в шинах
Натяжители цепи
Перегрев двигателя
Если сломалась помпа
Проверка бензонасоса без снятия
Выбор запчастей
Выбор и тесты амортизаторов
Тест амортизаторов Koni
Газонаполненные лампы фар
ВАЗ-21099 в фотографиях
В ожидании ВАЗ-21099
ВАЗ Тарзан
Финская Lada Samara
ВАЗ-2108 и Форд Эскорт
А теперь "девяносто третья"
Лимузин из ВАЗ-2108
Кабриолет из «ЛАДЫ»
ВАЗ-2108 для большого спорта Косметика для "ЛАД"
Кожанный салон
Декоративная обвеска кузова
Шумоизоляция кузова
Шумо- и виброизоляция
Аудиоколонки и их установка
Установка электрозеркал
Впрыск для Самары
Компьютер для Самары
Курение за рулем
ВАЗ и экология
Шины для "девятки"
Тюнинг ВАЗ-21099
Спортивные доработки 2108
Lada Сanopus 1,7 - тюнинг Самары
Моя "восьмёрка" ест 4 л. на 100 км
Устройство для экономии топлива
Самодельный съёмник рулевых тяг
Колесный блокиратор БЛ-ЭК
Турболизатор
Шины подешевле
Покупка нового ВАЗ
Двигатель Ванкеля
Обогрев впускного коллектора
Советы

Конструкция шин
Обозначения шин
Критерии выбора при конструировании авто

Шины: Тем кто любит подешевле



Трудно переоценить влияние шин на потребительские свойства автомобиля. От них зависят и разгонная динамика, и тормозные свойства, и управляемость, и вибронагруженность, и шумность... Инженеры-двигателисты доводят мотор до совершенства, стремятся выиграть при разгоне автомобиля до 100 км/ч десятые доли секунды, а плохие шины — бац! — и сожрали половину, а то и целую секунду. Разработчики тормозов заставляют срабатывать систему побыстрее, сохранять эффективность при нагреве, по сантиметрам сокращают тормозной путь; но, окажись на машине плохие шины, — и вот тормозной путь увеличился на два-три метра. В поте лица инженеры и испытатели работают с подвеской, добиваясь оптимальной поворачиваемости, повышают устойчивость. Но плохие шины и эту работу пустят насмарку.

Впрочем, говорить о шинах с «черно-белой» категоричностью (плохие или хорошие) тоже нельзя. Ведь стремление улучшить различные потребительские качества автомобиля требует зачастую противоречивых решений и в конструкции шин. Жесткие шины быстро передают поперечные силы, но вызывают сильные вибрации. Малое пятно контакта уменьшает сопротивление качению, экономит топливо, но может снизить эффективность торможения. И так далее. Беда в том, что этот гордиев узел противоречий нельзя рубить, его надо терпеливо распутывать и, идя на компромиссы, искать золотую середину. Одним важнее активная безопасность, лучшие тормозные свойства и управляемость. Другие считают, что шина родилась, чтобы обеспечить комфорт, а значит, ради этого можно пожертвовать другими качествами. Третьи заботятся о кармане потребителя и во главу угла ставят снижение расхода топлива... Все эти противоречия в той или иной мере проявились и во время нашего «шинного» теста.

ПРЕДСТАВЛЯЕМ УЧАСТНИКОВ

Выбирая четыре модели популярных на нашем рынке шин, мы исходили вот из каких соображений. Во-первых, поскольку испытания решено было проводить на автомобиле BA3-2I08, то и шины подбирались соответствующей размерности — 175/70 R13, причем с рисунком протектора, предполагающим «летнюю» эксплуатацию на дорогах с сухим и мокрым покрытием. Во-вторых, рассудили мы, среди владельцев вазовских «восьмерок» и «девяток» найдется не много людей, готовых пожертвовать большими деньгами на покупку элитной обувки таких фирм, как Goodyear, Michelin, Pirelli и т. д. Здесь нужно что-то поскромней. И мы выбрали шины, цены на которые лежат в диапазоне $58—62, а исключение составили шины БЛ-85-1 производства Белоцерковского шинного завода, цены на которые заметно ниже — около 40 долларов за покрышку. Шины БЛ-85-1 мы использовали еще и в качестве точки отсчета, ведь большинство новых «восьмерок» и «девяток» комплектуются именно этими покрышками, и многим автолюбителям они хорошо знакомы.

Итак, исключая из теста множество «темных лошадок» с сомнительной родословной, мы приобрели словацкие шины Matador MP 31, чешские Barum Brilliant OR 57 и финские Nokia NRT.

Конкурсная программа была широкой.

ЖЕСТКИЕ И МЯГКИЕ

Прежде чем терзать шины на полигоне в экстремальных условиях, мы поездили по дорогам общего пользования. И вскоре шины были разделены на две группы — жесткие и мягкие. К жестким мы отнесли БЛ-85-1 и Matador, а к мягким — Barum и Nokia. Причем понятия «жесткие» и «мягкие» относятся не только к передаче дорожных неровностей, но и ко всем реакциям автомобиля на управляютщие действия.

Давление во всех подопытных шинах должно быть одинаковым — 1,9 бар

 

А еше мы обратили внимание на то, что шины БЛ-85-1 позволяют двигателю резвее крутиться, и водитель более уверенно маневрирует в городском потоке или при обгонах на шоссе. Наиболее же «тяжелой» машина казалась на шинах Nokia. Шины Matador и Barum по части «тяжести» оказались практически одинаковыми, хотя Matador понравился чуть больше.

При торможениях мы долго не могли выявить заметных различий. Но так было до тех пор, пока не потребовалось очень резко осадить автомобиль. И вновь шины БЛ-85-1 нам понравились больше. Прежде чем заблокироваться, сорваться в юз, они обеспечивали очень хорошее замедление, причем усилие на педали было весьма высоким, хорошо ощутимым. Может быть, шины Matador были и не хуже, но вот точно дозировать тормозную силу и нащупать момент блокировки сложнее. Мягкие шины Barum и Nokia обеспечили хорошую прогнозируемость, но уж больно рано наступала их блокировка.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

При оценке управляемости, самого, пожалуй, сложного и важного упражнения конкурсной программы, началась игра нюансов.

Лучше всего на управляющие действия водителя реагировал автомобиль, обутый в шины БЛ-85-1. Главные преимущества: самые быстрые реакции и самые маленькие усилия на руле. Главный недостаток — слабое реактивное действие при малых углах поворота руля.

По характеру ближе всего к БЛ-85-1 оказались шины Matador. Та же острота реакций, причем реакции эти более устойчивы. Но вот неровности дороги слишком сильно передаются на руль, и иногда это приводит к тому, что в напряженных поворотах водитель чувствует себя менее уверенно.

Шины Barum придали автомобилю другой характер — более плавный, спокойный. Чувствительность нельзя назвать слишком низкой, а реактивное действие невнятным, но все же они упали по сравнению с шинами БЛ-851 и Matador. Зато прогнозируемость поведения, особенно в напряженных поворотах, стала просто отменной. Устойчивость и характер реакций машины — выше всяких похвал!

Наконец, шины Nokia. Они проявили уж очень мягкий характер. Реакции машины стали излишне спокойными, флегматичными. Причем дело доходило до того, что, повернув руль, водитель сначала ощущал крен автомобиля, а уж затем изменение траектории. Усилие на руле стало утомляюще большим, хотя реактивное действие — на очень хорошем уровне.

КОМФОРТ

Здесь те участники конкурса, которые лихо взяли старт в начале испытаний, начали сдавать свои позиции, а на первое место выдвинулись флегматичные Nokia NRT. Они проглатывают мелкие неровности и очень удачно сглаживают более серьезные дефекты дорожного покрытия.

Хуже дела у шин Barum.

Еще хуже — у БЛ-85-1.

A Matador показал себя этаким хамелеоном. Эти шины исправно проглатывают очень мелкие неровности, и первое впечатление, что едешь, словно нежишься на перине. Но стоит наехать на стык или выбоину размером более 2—3 см, и Matador сдает позиции, передавая жесткие удары на кузов. Из этого можно сделать вывод, что эти словацкие шины ориентированы преимущественно на хорошие дороги.

Что касается шумности, то здесь лучшими оказались шины Barum. Следом за ними — Nokia. А вот шины БЛ-85-1 и Matador уж слишком расшумелись и потому, конечно, проиграли этот этап.

Результаты наших экспертных оценок приведены в таблице. Но вряд ли есть смысл суммировать баллы, поскольку значимость показателей различна. Первые три пункта напрямую связаны с активной безопасностью, а два последних — скорее, с комфортом. Впрочем, поскольку и вибронагруженность, и шумность влияют на утомляемость водителя, то это, в свою очередь, также влияет на безопасность. И еще. Оценка «5» не означает, что к этим шинам нет никаких претензий. Имеется в виду то, что они оказывают максимальное положительное влияние на машину по сравнению с другими шинами. Сделано это для того, чтобы ярче выявить различия между участниками конкурса.

С АППАРАТУРОЙ

Более серьезные испытания начались во второй части конкурса, когда мы приехали на автополигон. Здесь бесстрастная аппаратура фирмы Datron (Германия) фиксировала успехи и промахи в разгонной и тормозной динамике, измеряла расходы топлива.

Некоторые результаты испытаний приведены в таблице.-

Экспертные оценки влияния шин на потребительские свойства автомобиля ВАЗ-2108

Итак, максимальные скорости, которых достигал автомобиль на динамометрической дороге, практически одинаковы, и разница не превышает двух процентов.

При разгоне до 100 км/ч с места различия тоже не велики, хотя шины БЛ-85-1 явно выигрывают у остальной группы участников, где на последней позиции — Nokia.

А в упражнении «выбег», когда автомобиль с выключенной передачей свободно катится со скорости 50 км/ч до полной остановки или со скорости 130 км/ч до 80 км/ч, разница оказалась более существенной, и опять — в пользу БЛ-85-1. Но это, как ни парадоксально, сочетается с тем, что расход топлива с этими шинами получился самый большой. Хотя и здесь отрыв от основной группы (1—3,5%) очень мал.

И, наконец, торможение. Это упражнение выполнялось как на сухом, так и на мокром покрытии.

На сухом покрытии «восьмерке», обутой в шины БЛ85-1 и Matador, потребовалось для полной остановки со скорости 80 км/ч менее 36 м, а другие шины растянули тормозной путь примерно до 40 м. Зато на мокром покрытии шины БЛ-85-1 безнадежно проиграли (около четырех метров) дружным в этом упражнении иноземцам.

НА ПРЕДЕЛЕ

И вот теперь — самое жестокое и опасное испытание. Оценка управляемости в предельных, аварийных ситуациях.

Вновь удача вернулась к БЛ-85-1. Благодаря быстрым реакциям автомобиля и малому усилию, передаваемому на руль, эти шины показали лучший результат выполнения маневра «переставка» — 86,5 км/ч. (Здесь чем выше скорость — тем лучше.) Даже цепкие шины Matador не позволили достичь скорости 86 км/ч, уж очень сильно они нагружали руль. Еше медленнее сработали шины Barum, в основном по той же причине, хотя, в отличие от шин Matador, они повысили надежность и прогнозируемость поведения машины. А финские шины Nokia так и не проснулись: вялые реакции машины и изрядные усилия на руле не позволили совершить маневр при столь же высоких скоростях. Но между тем надежность управления и прогнозируемость были на достаточно высоком уровне.

При «переставке» на мокром покрытии, благодаря лучшим сцепным свойствам, Matador немного опередили БЛ-85-1. Водичка на дорогах несколько взбодрила шины Nokia и даже позволила им обскакать Barum. Но ненамного.

ФИНАЛ

Закончен конкурс. Жюри заседает. Кипят страсти.

Какие же шины лучше?

И мы решили поступить так: пусть каждый из четырех экспертов, принимавших непосредственное участие в тесте, ответит на «личный» вопрос: какие бы шины он поставил на свою «восьмерку» или «девятку», если бы ездил именно на этих машинах? Вот какая получилась картина.

Больше всего понравились шины Barum. Здесь отлично сбалансированы различные потребительские свойства. Езда на этих шинах надежна, удобна и приятна.

На втором месте оказались шины Matador. Эти, напротив, сотканы из контрастов. С одной стороны, они демонстрируют высокие тормозные свойства, но в то же время лишают водителя уверенности в напряженных поворотах или при экстремальном торможении. К тому же они слишком сильно передают вибрации на неровной дороге.

Далее — шины Nokia. Ну уж очень мягкие шины! С точки зрения комфорта, это, конечно, хорошо, но управлять ленивым автомобилем неприятно.

И, наконец, БЛ-85-1. Несмотря на преклонный возраст, шины вполне конкурентоспособны. Они придают «восьмерке» боевитость, спортивный характер: резкие реакции, но сильные вибрации.

Вот так.

И все же, несмотря на то, что программу испытаний мы сделали весьма широкой, многие читатели останутся недовольны нашей работой. Они спросят: а что с «ходимостью», насколько долговечны эти шины? На этот вопрос, увы, мы сейчас ответить не можем. Потребовались бы немалые затраты времени и средств, чтобы провести действительно корректные сравнительные ресурсные испытания. Ведь всевозможные «ускоренные» испытания моделируют картину реальной эксплуатации лишь частично, и в полной мере полагаться на их результаты нельзя.

Плавность хода и вибронагруженность оценивались не только на асфальте, но и на булыжной мостовой

И — последнее замечание. Ни в коем случае итоги этого теста нельзя распространять вообще на торговые марки Barum, Nokia и Matador, поскольку речь здесь шла только о конкретных моделях конкретной размерности! Мало того, мы говорили лишь о влиянии этих шин на потребительские свойства автомобиля ВАЗ-2108, и потому не вправе утверждать, что, используй мы в качестве «агрегатоносителей», скажем, автомобили Skoda Felicia, Ford Fiesta или ВАЗ-2106, то результаты были бы точь-в-точь такими же.

Тонкое это дело...

Сначала маневр «переставка», имитирующий объезд внезапно возникшего препятствия, проводился на сухом покрытии

Затем мы устроили искусственный дождь

А теперь — та же переставка, но на мокром асфальте

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю

БЛ-85-1

Matador

Barum

Nokia

Масса, г

6950

7450

6450

7400

Максимальная скорость, км/ч (%)

144,8(100,0)

143,7 (99,2)

143,9 (99,4)

146,1 (100,9)

Время разгона 0—100 км/ч, с (%)

16,98(100,0)

17,26(101,7)

17,26 (101,7)

17,34 (102,1)

Выбег со скорости, м (%)

50 км/

530(100,0)

482 (90,9)

517 (97,5)

522 (98,5)

130—80 км

879 (100,0)

738 (84,0)

750 (85,3)

745 (84,8)

Расход топлива, л/100 км (%)

при 90 км/ч

6,20(100,0)

6,14(99,0)

6,15(99,2)

6,09 (98,2)

при 120 км/ч

8,52(100,0)

8.27(97,1)

8,31 (97,5)

8,21 (96,4)

Тормозной путь со скорости 80 км/ч, м (%)

сухое покрытие

35,9(100,0)

35,7 (99,4)

39,9(111,1)

40,4 (112,5)

мокрое покрытие

44,4 (100,0)

40,2 (90,1)

40,5 (91,2)

40,9 (92,1)

Предельная скорость выполнения маневра «переставка» (длина участка 20 м), км/ч (%)

сухое покрытие

86,5(100,0)

85,9 (99,3)

85,5 (98,8)

83,2 (96,2)

мокрое покрытие

83,6(100,0)

84,2 (100,7)

81,4 (97,4)

81,9 (98,0)

 

А. ДИВАКОВ












поиск по сайту