Скромный агрессор


Известный советский физик Ландау делил всех мужчин на «красивистов» и «душистов»: первых в женщинах привлекает внешность, вторых —душа, манеры, словом, —содержание. Наверное, такое деление вполне универсально — во всяком случае, к тюнингу автомобилей оно применимо на сто процентов. Можно украшать любимую машину спойлерами, порогами, лампочками, точно новогоднюю елку, а можно сосредоточиться на доводке двигателя, трансмиссии, подвески...

Известная нашим читателям московская фирма Лада Инжиниринг выбрала второй путь, и «восьмерка» версии Sportline, оказавшаяся в центре нашего внимания на этот раз, — еще одна веха на этом пути. Что же отличает этот автомобиль от предшественников?

СКРОМНОСТЬ УКРАШАЕТ...

Лада Инжиниринг нашла свой стиль внешнего тюнинга — лаконичный, неброский, но элегантный. Здесь обычные бамперы, нет громоздких спойлеров, вместо «клюва» — красивая фалыирадиаторная решетка с четырьмя «шестыми» фарами, тонированные стекла, скромная надпись Sportline на задней двери. Это смотрится отнюдь не вызывающе.

Зато внутри, в салоне, помимо ковролина, велюра, удобного кожаного руля и рукоятки КПП фирмы Мото, есть изменения, которые наверняка прикую г к себе взгляд искушенного автомобилиста. Sparco, настоящие сиденья Sparco! Но не жесткие гоночные, а скорее «прогулочные» кресла, с обычными регулировками (даже в больших, чем у стандартных, диапазонах) и с откидывающейся вперед «по-восьмерочному» спинкой. Так что есть и комфорт: с одной стороны, кресла довольно мягкие, а с другой, — обеспечивают великолепную фиксацию водителя и пассажира от боковых перемещений. Проверим?

«ТЕМНАЯ ЛОШАДКА»

Поворот ключа в замке зажигания — и салон наполняет басок мотора, а по кузову пробегают ощутимые вибрации. Аккомпанемент двигателя заметней, и это подстегивает: поехали! Сначала заглянем под капот.

А там — традиционная в прошлом для форсированных моторов картина. К 1,7литровому мотору на специальных коротеньких впускных коллекторах прилажены два сдвоенных карбюратора Weber — знаменитые 40DCOE с горизонтальным потоком. Мотористы Лада Инжиниринг настроили их под свой двигатель и соорудили аккуратный корпус воздушного фильтра, в котором используется сменный элемент от дизельных моторов Fiat Uno. «Усиленный рацион» пошел впрок:

этот двигатель развивает 110-120 л. с. при 6000 об/мин, а передать возросший крутящий момент помогают сцепление Sachs и шестиступенчатая КПП с главной парой 4,3.

Да, такой прыти от скромной «восьмерки» не ждет никто, и владельцы иномарок, привыкшие после старта со светофора «разбираться» только между собой, с удивлением обнаруживают нас в качестве лидеров. Десять с небольшим секунд «от нуля до ста»! Это, между прочим, уровень динамики BMW 320...

До 2000 об/мин мотор тяговит, но и только. По мере роста оборотов темперамент его просыпается и достигает апогея в районе 5000—6500 об/мин. Это — его стихия: гоняя стрелку тахометра в этих пределах, достигаешь отличной разгонной динамики.

Удовольствие от езды получаешь огромное. В городе ты — хозяин ситуации. А на трассе на скорости 160 км/ч знакомые пологие искривления шоссе становятся действительно поворотами, и уже начинаешь выбирать оптимальную траекторию...

Единственное, что может помешать восторгу — не совсем оптимальный подбор передаточных чисел в коробке передач. Свойственная Самарам «ступенька» между первой и второй передачами хоть и стала меньше, но осталась. А шестая, наоборот, слишком «приближена» к пятой, и поэтому высшей передачей пользуешься не часто.

Тормоза великолепны! Задние барабанные оставлены стандартными, а вот спереди стоят четырехпоршневые суппорты Lockheed с американскими колодками Performance Friction, известными на трассах гонок Nascar и Indy. Эффективность торможения такова, что не каждая иномарка похвастается. Разве что АБС не хватает... И реактивное действие на педали — что надо, позволяет осаживать машину с полного хода до остановки с прецизионной точностью.-

Сиденья Sparco нам очень понравились

Оценка верности показаний спидометра

Показания спидометра, км/ч

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

160

Истинная скорость, км/ч

35,5

44

54

62

72

81,5

91,5

100

110

119

127

137

145


Стандартные элементы передних тормозов уступили место вентилируемым дискам, механизмам Lockheed и колодкам Performance Friction

 

А что у «восьмерки» с подвеской? Оказывается, там трудятся старые знакомые — набор Sachs Sporting Set, состоящий из амортизаторов и «укороченных» пружин с прогрессивными характеристиками. Такие же были на первой машине от Лада Инжиниринг, попавшей к нам в руки более двух лет назад (см. АР № 21, 1994). Но теперь эти пружины и амортизаторы работают вместе с коваными дисками ВИЛС 6Jxl4 и низкопрофильными шинами Bridgestone Potenza RE 71 размерности 195/55 R14.

Поведение «восьмерки» Sportline — без сюрпризов, у нее типичные переднеприводные манеры, причем с хорошей реакцией на сброс газа. Начавшийся занос легко скорректировать и рулем, и тягой, а мощный мотор позволяет с легкостью делать это даже на сухом асфальте. И это — несмотря на широкие шины. Здорово!

На действия рулем наша «восьмерка» реагирует быстрее и с меньшими, чем стандартная, кренами, в повороте лучше держит траекторию и меньше раскачивается на ухабах. Стала лучше и энергоемкость подвески, хотя пару раз на большой скорости подвеску все же «пробивало». И, естественно, более жесткая машина подробнее повторяет профиль дороги, а после 130 км/ч начинает неприятно рыскать — приходится подруливать.

«СПОРТСМЕНРОДСТВЕННИК»

Наши постоянные читатели помнят, что последний раз Лада Инжиниринг знакомила нас с боевой машиной своего «фирменного» гонщика Аркадия Кузнецова. И у нас возник вопрос: насколько версия Sportline, предназначенная просто для любителей быстрой езды, отличается от действительно спортивного автомобиля?

Чтобы освежить воспоминания, садимся за руль тренировочной машины Аркадия. Ага, разгонная динамика лучше, но ненамного; в основном, из-за «укороченного» ряда трансмиссии.

С тормозами ситуация иная: место штатных барабанов сзади заняли дисковые тормоза с суппортами... от Оки! Тормозит автомобиль великолепно, но вот усилие на педали... Оказывается, здесь вовсе нет вакуумного усилителя, от них спортсмены порою отказываются, чтобы эффективность торможения не зависела от разрежения во впускном коллекторе. То есть они предпочитают управлять тормозами без посредников.

Различия в управляемости и плавности хода еще сильнее. В поворотах при изменении тягового усилия руль буквально вырывает из рук — это результат работы межколесного дифференциала повышенного трения. Даже при более-менее активной городской езде расслабиться невозможно: машину того и глади бросит в сторону. Так и едешь, намертво вцепившись в «баранку» и ощущая потрохами каждую кочку, ведь подвеска по-спортивному «зажата», чтобы обеспечить мгновенную реакцию на повороты руля и отсутствие кренов.

Некоторые результаты измерений, проведенных экспертной группой Авторевю

Параметр

BA3-21083 Sportline

Максимальная скорость, км/ч

V передача/при об/мин

173,2/5930

VI передача/при об/мин

171,6/5630

Время разгона с места, с

0—100 км/ч

10,68

на пути 400 м

17,57

на пути 1000 м

32,62

Эластичность, с

60—100 км/ч (IV передача)

9,4

60—100 км/ч (V передача)

13,7

80—120 км/ч (V передача)

13,8

80—120 км/ч (VI передача)

18,51

Выбег автомобиля со скорости, м

50 км/ч

424

160—60 км/ч

1034

Расход топлива, л

при 90 км/ч

9,35

при 120 км/ч

11,97

Тормозной путь со скорости, м

80 км/ч

28,2

при усилии на педали, кг

16,4

и максимальном замедлении, м/с2

9,4

100 км/ч

44,3

при усилии на педали, кг

17,4

и максимальном замедлении, м/с2

9,1

Нет, медленно ездить на этой машине нельзя. Зато на больших скоростях жесткость подвески оборачивается колоссальной энергоемкостью, помогая «проглатывать» такие удары, от которых обычный автомобиль, кажется, просто рассыплется...

* * *

Спорт есть спорт. Для обычной езды машины, заряженные для тренировок и гонок, не подходят. Тем интересней в табуне обычных автомобилей выглядит наша «темная лошадка». От суровых братьев-спортсменов Sportline получил отличный двигатель и мощные передние тормоза, а подвеска, трансмиссия и шумоизоляция у него — что-то посередке. Не слишком жестко и шумно, зато ездить можно гораздо быстрей, чем на «стандарте». Словом, машина нам понравилась, здесь удачная комбинация элементов подвески, тормозов, двигателя и шин. Самое главное, что BA3-21083 ЛИ Sportline производит впечатление цельного, продуманного автомобиля, а не просто «восьмерки» с доделками и доработками. И те, кто готов поставить S19500 на эту темную лошадку, скорее всего, не проиграют.

Изменяя длину плеча стабилизатора, можно регулировать угловую жесткость подвески

О. РАСТЕГАЕВ Фото Г. Спиридонова