Турболизатор - Кислородная маска для карбюратора
Лет пять-семь назад вовсю продавались различные проставки под карбюратор, якобы снижающие расход топлива, содержание СО в выхлопных газах, увеличивающие мощность двигателя. Естественно, все эти штучки оказались в конечном итоге бесполезными железками. И о них стали забывать. Но нынче, похоже, наметился «ренессанс »: наряду со шквалом импортных устройств на прилавках вновь стали появляться разработки отечественных «кулибиных».
Беспристрастная аппаратура фиксирует расход топлива и содержание вредных веществ в отработавших газах
Эта проставка под карбюратор называется турбулизатором. Если верить инструкции, турбулизатор позволит сэкономить бензин, а содержание СО в выхлопных газах снизить в 10 раз! Надо проверить...та проставка под карбюратор называется турбулизатором. Если верить инструкции, турбулизатор позволит сэкономить бензин, а содержание СО в выхлопных газах снизить в 10 раз! Надо проверить...
Это алюминиевая пластина толщиной 3 мм, повторяющая по форме прокладку под карбюратор. Два больших отверстия выполнены по размерам первичной и вторичной камер штатного карбюратора ВАЗ-2108, а по окружности одного из них насверлены дырочки. Через них в уже приготовленную карбюратором топливную смесь подается воздух. Чтобы исключить попадание в камеру сгорания грязи, забор воздуха ведется через трубочку из закрытой полости за воздушным фильтром. (Для этого в комплекте турбулизатора есть специальный штуцер.) То есть приготовленная в первичной камере топливная смесь как бы подвергается воздушному «циркулярному душу» и попадает в цилиндры уже будучи изрядно обедненной.
ИСПЫТАНИЯ
В качестве «подопытного» автомобиля был выбран редакционный ВАЗ-21099 с пробегом 2000 км. По методике, подробно описанной в наших прошлых публикациях (см. АР № 18, 21, 1996), были проведены замеры расходов топлива и токсичности отработавших газов на стенде с беговыми барабанами.
Штуцер забора воздуха устанавливается в корпус воздушного фильтра
Кроме того, мы замерили некоторые динамические показатели (разгон до 100 км/ч и эластичность — время разгона от 60 до 100 км/ч на четвертой передаче), чтобы оценить влияние проставки на мощность двигателя.
Установка турбулизатора заняла всего пятнадцать минут. Сняли корпус фильтра, просверлили в нем отверстие и закрепили штуцер. Затем отвернули гайки крепления карбюратора и, приподняв его, подложили турбулизатор, предварительно смазав герметиком его нижнюю поверхность (так рекомендуется в инструкции).
Заводим двигатель. Сразу показалось, что работа на холостых оборотах стала менее устойчивой. Теперь — на беговые барабаны. С нетерпением ожидая окончания цикла, следим за бегающими в окошке расходомера цифрами. Пошел последний километр... Финиш!
Первым делом интересуемся, изменился ли расход топлива, ведь именно это в первую очередь волнует водителей.
Увы, расход даже увеличился, хотя разница минимальна и ее можно «списать» на погрешности в ходе теста. А как дела с экологией? Атмосфере, похоже, повезло больше: выбросы СО снизились более чем в два раза, а на холостых оборотах было достигнуто соотношение 9,5:1! И хотя заявленного уменьшения содержания СО все же достигнуто не было, результаты, согласитесь, впечатляют. Что это — победа? Всем установить турбулизатор — и дышать сразу станет легче?
Специалисты лаборатории, где проводился этот эксперимент, скептически покачали головами... Турбулизатор был быстро демонтирован, а один из инженеров несколько минут колдовал над карбюратором, вооружившись отверткой и поглядывая на показания тестера. После этого BA3-2I099 вновь прошел цикл измерений на беговых барабанах.
Через полчаса мы сверяли результаты. В последнем цикле автомобиль вышел практически на тот же уровень по выбросам вредных веществ, что и с турбулизатором. Почему?
Все довольно просто. Чудо-проставка сильно обедняет смесь, что приводит к снижению содержания СО в отработавших газах. Но этого эффекта можно добиться и без дополнительных деталей — регулировкой карбюратора при помощи винтов качества и количества. Что и было сделано.
Процесс установки турбулизатора занимает 15 минут
Результаты испытаний устройства «Турбулизатор смеси»*
Доля СО. % и СН, %о в отработавших газах" |
Количество вредных выбросов, выработанное двигателем за один ездовой цикл, г"* |
Расход топлива при движении по условному городскому циклу, л/100 км |
||||||
ВАЗ-21099 |
N = 850 об/мин |
N = 3400 об/мин |
||||||
СО |
СН |
СО |
сн |
СО |
СН |
NOx |
||
Стандартная комплектация |
0,95 |
190 |
0,3 |
80 |
17,6 |
6.9 |
5,7 |
8,88 |
С турбулизатором |
0,1 |
170 |
0,15 |
50 |
8,0 |
6,2 |
5,4 |
9,00 |
Без турбулизатора с «обедненной» регулировкой карбюратора |
||||||||
0,15 |
120 |
0,2 |
60 |
8,2 |
6,1 |
5,3 |
8,94 |
* Испытания проводились с применением профессиональной измерительной аппаратуры фирм Scftenck, Beckman (Германия) и Опо Sokki (Япония). " В соответствии с ГОСТ 17.2.2.03-87. '** В соответствии с правилом ЕЭК ООН № 83-02. |
А как сказывается установка турбулизатора на ходовых качествах автомобиля — не станет ли машина более вялой, не появятся ли провалы при открытии дроссельной заслонки?
Мы установили на автомобиль комплекс исследовательской аппаратуры Datron и выехали на динамометрическую дорогу. Результат оказался обнадеживающим: время разгона до сотни сохранилось таким же, как и на стандартной машине. То же — с эластичностью. То есть на динамические параметры проставка не повлияла.
А почему же эти результаты мы назвали обнадеживающими? Да потому, что, по нашим прогнозам, машина с турбулизатором должна была проигрывать в динамике. Ведь ей приходится довольствоваться более бедной смесью топлива.
Но все же некоторые проблемы при дальнейшей повседневной эксплуатации автомобиля, оснащенного турбулизатором, возникли: неустойчиво работающий на холостых оборотах двигатель иногда самопроизвольно глох — обычно это происходило при торможениях, сопровождавшихся резким сбросом газа.
* * *
Так хорош этот турбулизатор или плох? Посовещавшись со специалистами автополигона, мы пришли к такому выводу. Особого вреда эта проставка, похоже, не приносит, и это уже неплохо. В отличие от множества других подобных изделий, в этом случае было действительно зафиксировано снижение СО в отработавших газах. И все же вряд ли стоит приобретать эту вещицу, тем более за 50 долларов. А что касается экологии, то лучше поехать на ближайший автосервис, где специалисты отрегулируют карбюратор, добившись почти тех же результатов, что и при установке турбулизатора. Да и стоить эта услуга будет гораздо дешевле.
О. РАСГЕГАЕВ Фото автора