Компьютер для Самары
Первый раз мы встретились с этим прибором в «тюнинговом» автомобиле ВАЗ-21099 Canopus. Явно выдавая качеством пластмассы и вакуумнолюминесцентным индикатором отечественное производство, он, тем не менее, был удачно вписан в «высокую» (или «новую», как ее иногда называют) панель Самары и хорошо работал. Мы заинтересовались, откуда у компьютера «растут ноги», и вышли на государственное предприятие «Исток» в подмосковном городе Фрязино.
И сам компьютер, и датчики разработаны фрязинскими конструкторами. Вся электроника построена по оригинальной схеме на основе КМОП-логики и потребляет из бортовой сети довольно малый ток — в режиме «молчания» (с выключенным индикатором) всего 20 мА. Причем — гордость разработчиков — компьютер некритичен к напряжению питания и работает, начиная уже с 6 вольт. Правда, при отключении от аккумулятора компьютер «сбрасывается», но таково было желание представителей ВАЗа, в сотрудничестве с которыми и разрабатывался компьютер.
Мы взяли прибор, предназначенный для установки в Самару (комплект для «классики» отличается другим датчиком пути и монтажными колодками), и решили смонтировать его на редакционный ВАЗ-2108.
Итак, распаковываем коробку...
МОНТАЖ
Комплект маршрутного компьютера (МК) состоит из самого электронного блока с установочным кожухом, двух датчиков — скорости (пути) и расхода топлива, жгута проводов, пары топливных шлангов, крепежа и руководства по эксплуатации. Причем инструкция сразу же вызвала одобрение — аккуратная книжица, где на 28 страницах дается подробное техническое описание, руководство по установке, самостоятельной диагностике и простейшему ремонту, а также гарантийные обязательства на один год.
Приступаем к монтажу. Буквально каждый шаг подробно описан в инструкции — очень удобно!
Сначала — установка датчиков скорости и расхода. Отсоединив гибкий вал спидометра от коробки передач, закручиваем на этом месте датчик скорости и уже к нему присоединяем гибкий вал. Теперь обороты привода спидометра преобразуются в электрические импульсы с помощью датчика Холла, расположенного в скоростемере МК.
Расходомер имеет тот же принцип действия, только в электрические импульсы тут преобразуются обороты турбинки, приводимой во вращение потоком топлива. Установка датчика расхода
— дело более трудоемкое: нужно просверлить два отверстия в щитке передка под кронштейн, а затем надежно закрепить хомутами все патрубки «новой» системы питания. Ведь в магистраль от топливного насоса до карбюратора «внедрился» расходомер, и обратный слив топлива теперь осуществляется не из карбюратора (там устанавливается имеющаяся в комплекте МК заглушка), а из датчика расхода. На этом этапе возникла первая проблема. В комплекте МК один из топливных шлангов оказался меньшего диаметра — 6 мм вместо 8 мм и, естественно, никак не хотел одеваться на штуцер. Пришлось установить шланг нужного диаметра из «личных запасов».
Теперь — установка непосредственно самого блока компьютера. Здесь уже нужен творческий подход. Ведь штатное место под МК имеется лишь на Самарах с так называемой «высокой» панелью — на ней это пространство консоли закрыто заглушкой. А владельцам «классики» и Спутников со старой панелью предлагается самим определить местонахождение компьютера. Наличие кожуха облегчает задачу: можно саморезами укрепить его над или под передней панелью, а сам компьютер вставить в получившийся пенал. Но мы пошли другим путем. Демонтировав блок центральных дефлекторов, установили на его место компьютер вместе с кожухом, для чего на кожухе сточили четыре выступа под крепеж. Решение это весьма спорное — ведь водитель и передний пассажир лишаются источников притока воздуха, а компьютер, наоборот,
— постоянно обдувается. И если летом обдув происходит забортным воздухом, то зимой «печка» может «поджарить» электронику. Хотя по инструкции рабочая температура МК — от —40 до 60 °С...
Остался заключительный этап — соединить все составные части комплекта МК между собой и с системой электрооборудования автомобиля. Благодаря инструкции все прошло как по маслу. Запнулись мы лишь на соединении колодок жгута с датчиками — там оказались провода одинакового цвета вместо указанных в инструкции разных. Что ж, опять издержки производства...
Итого — на всю установку два человека затратили три часа, причем основные потери времени были вызваны установкой МК на место дефлекторов.
Долго провозились мы и с запуском компьютера — он упорно отказывался показывать путь и скорость. На это были веские причины, и об этом — ниже.
В ПУТЬ — С КОМПЬЮТЕРОМ
Последовательным нажатием на клавиши с соответствующими обозначениями водитель выводит на дисплей информацию по семи параметрам. Это — время суток в часах и минутах, календарь (месяц, число), моментальный расход топлива (л/100 км или л/час), время поездки, пробег поездки, расход топлива за поездку в литрах, средняя скорость движения поездки (км/ч) и средний расход топлива за поездку (л/100 км). Последние пять параметров «обнуляются» кнопкой START— и их отсчет начинается с начала поездки.
Работает компьютер только при включенном зажигании, а на стоянке значения параметров сохраняются в памяти и при следующем включении отсчет по ним продолжается. Все это логично, за исключением одного — неплохо было бы оставлять на дисплее МК при выключенном зажигании показания времени суток. Ведь в «восьмерке» нет других часов.
Что касается мгновенного расхода топлива, то тут есть два режима: для скорости движения свыше 10 км/ч расход указывается в л/100 км, а для скорости ниже 10 км/ч расход представляется в л/час. То есть можно контролировать расход и на оборотах холостого хода.
Ну вот, со всеми функциями знакомы. «Обнулив» показания, начинаем наматывать километры. И уже через 50 км сталкиваемся с какими-то сбоями датчика скорости — нет показаний. Подергав провода и проверив клеммовые разъемы, едем дальше — вроде все работает. Но через пару километров все повторяется... Оказалось, что два провода были плохо припаяны к колодке и в процессе эксплуатации просто оторвались. М-да, такая надежность вряд ли достойна «оборонки»... После устранения неисправности продолжаем наблюдения.
Следующий дефект не заставил себя долго ждать — отказал датчик расхода. Ну, мы-то знаем, в чем дело, наверняка опять отвалился проводок! Но на этот раз все оказалось серьезней — все контакты и колодки были исправны, а расходомер «молчал». Пришлось ехать на завод-изготовитель, где нам заменили неисправный датчик расхода на новый. Хорошо, если водитель живет в Москве или области — съездил и заменил без особых проблем. А если купленный компьютер увезен куда-нибудь за Урал?.. Увы, надежность оставляет желать лучшего.
Наконец наш МК заработал без перебоев.
С удобством пользования — никаких проблем. Переключаться на нужные параметры вполне удобно, при этом под соответствующей клавишей загорается красная лампочка — всегда знаешь, что за значение высвечивается на дисплее. Четкие цифры экрана МК хорошо видны с места водителя, а при включении габаритных огней автомобиля яркость их свечения уменьшается в 16 раз. Одновременно с этим включается подсветка обозначений параметров движения. В результате огоньки не режут глаз в темное время суток, а пользоваться МК так же удобно, как и днем.
Теперь — о показаниях компьютера. Проще всего оценить километраж — ведь его можно сравнить со штатным одометром. Оказалось, что показания пробега МК на 5—6 % ниже показаний одометра, но причина не в МК, а в том, что «врет» одометр.
Неожиданный сюрприз преподнесли электронные часы — после установки точного времени они через сутки отставали минут на 10. Причем погрешности нестабильны и, в основном, возникают при стоянке.
Оценили мы и «объективность» расходомера — пожалуй, самого сложного датчика.
Для этого мы использовали исследовательский комплекс Datron — это та аппаратура, которой пользуются многие автопроизводители для прецизионных измерений. На холостом ходу показания МК все время «прыгают» — сказывается работа бензонасоса и игольчатого клапана. А погрешность измерения — около 20 % в сторону увеличения расхода. Примерно также компьютер «врет» и при движении по городу. Но с увеличением скорости ошибки резко
уменьшаются, и при 120 км/ч погрешность снижается уже до 5 %. Все это не так страшно, как может показаться. Во-первых, характер погрешности достаточно стабилен, и по мере увеличения средней скорости ошибка плавно уменьшается. И если в городе можно смело скидывать 20 % при расчете запаса хода, то на трассе показаниям прибора можно доверять почти без поправок. А вовторых, погрешности всех остальных параметров невелики — до 5 %.
Теперь несколько слов о побочных эффектах, а точнее, об их отсутствии. Как гласит инструкция, потребляемый МК ток составляет 20 мА при выключенном зажигании и 300 мА, когда прибор включен. Эти цифры мы не проверяли, но
проблем с падением напряжения в бортовой сети автомобиля при включении компьютера не было. То же самое можно сказать и о внедрении «инородного» элемента в топливную магистраль двигателя — датчик расхода топлива никоим образом не отразился на работе двигателя.
ПОМОЩЬ или ИГРУШКА?
Конечно, бортовой компьютер — штука полезная и приятная. Приноровившись к его показаниям, можно не только следить за расходом топлива и средней скоростью, но и судить о техническом состоянии машины. Увеличился средний расход — значит, чтото не так. Минусов, пожалуй, два — низкая надежность и относительно большая погрешность часов и расходомера. Да и цена «кусается» — комплект стоит около $120.
Кстати, разработчики подготовили усовершенствованную модель, но чертежи пришлось «положить на полку» — нет денег...
О. РАСТЕГАЕВ
Здесь мы закрепили датчик расхода топлива