Дым, уносящий здоровье


Курение за рулём и не только

Его портрет всем хорошо знаком: одутловатое, с землистым оттенком кожи лицо, глубокие морщины, желтые, полуразрушенные зубы, потемневшие ногти и кончики пальцев, хриплый голос, надсадный кашель... Так выглядит заядлый курильщик.

Около 500 разных химических веществ содержит табачный дым. Более 30 из них обладают крайне вредоносным, разрушительным действием. Среди них никотин, по токсичности стоящий в одном ряду с синильной кислотой. Курильщик поджигает сигарету и глубоко, со вкусом затягивается. 8 этот момент температура на ее конце достигает 6003 и в организм активно поступают окись углерода (угарный газ), синильная кислота, двуокись азота, аммиак, мышьяк, сернистый газ, радиоактивный полоний и свинец, висмут... Такой вот коктейль поглощают курящие.

И тем не менее остаются целы и невредимы, заметит кто-нибудь из них. Не спешите. Пагубное влияние курения сказывается не сразу и зависит от множества причин. Но одно несомненно: патологические изменения в дыхательных путях, сосудах сердца, мозга, конечностей, в желудочно-кишечном тракте не заставят себя ждать. Связь между курением и заболеванием раком легких настолько очевидна, что один английский журнал мрачно пошутил: «В прошлом году более 3 тысяч британцев бросили курить — они умерли от рака легких».

Подсчитано, что сердце курильщика делает за сутки на 15 тысяч сокращений больше, чем сердце некурящего, а крови в органы тем не менее поступает меньше. Излишняя нагрузка ведет к преждевременному изнашиванию сердечной мышцы. Инфаркты в молодом возрасте встречаются исключительно у курильщиков. Я уж не говорю об особом виде их болезней, связанных с поражением кровеносных сосудов стопы и голени, когда нередко полностью закрываются просветы этих сосудов.

Действие табачного дыма крайне отрицательно, сказывается на зрении и слухе, что имеет существенное значение для водителей. Под воздействием никотина нередко наблюдается нарушение способности различать цвета. Сначала снижается восприимчивость к зеленому цвету, затем к красному, желтому и, наконец, синему. Австралийские ученые провели исследования и установили, что три сигареты, выкуренные пилотом перед полетом, ухудшают зрительное восприятие информации, поступающей от приборов, на 20%, уменьшая скорость двигательных реакций на 25%. Снижается адаптация к изменению освещенности. Узнав об этом, авиакомпании этой страны утвердили устав, который разрешает пилотам гражданской авиации выкуривать последнюю сигарету не позднее чем за восемь часов до полета.

Сегодня нас не удивляет вид водителя, управляющего транспортным средством с сигаретой в руках. Даже если это водитель автобуса или троллейбуса. А знают ли они, что токсичность табачного дыма в 4,25 раза выше, чем у выхлопных газов, и в 384 тысячи раз превышает предельно допустимую концентрацию химических веществ в воздухе, котор.ую регламентируют современные гигиенические нормы! 85% веществ, содержащихся в табачном дыме, есть и в выхлопных газах автомобиля, оставшиеся 15% еще более токсичны. .

При курении в салоне автомобиля (особенно зимой, когда окна закрыты) клубы табачного дыма не только вызывают неприятные ощущения, но и ухудшают видимость, отвлекают от наблюдения за дорожно-транспортной ситуацией. У некурящего водителя, окуриваемого его пассажирами, ухудшается самочувствие, появляется тяжесть в голове, сонливость. Он быстро утомляется, нарушается координация движений, ослабляется, как уже сказано, острота зрения и слуха, снижается быстрота реакции, притупляется бдительность. При курении в кабине водителя химическая нагрузка на организм человека на 20—30% выше по сравнению с курением на свежем воздухе или в большом по объему помещении. Выкуривание лишь одной сигареты по токсическому воздействию соответствует вдыханию 17,4 кубических метра загрязненного воздуха на оживленной магистрали при нахождении возле нее 20—30 часов.

Если же водитель сам курит, то здесь его подстерегает еще целый ряд опасностей. Например, во время прикуривания и стряхивания пепла он неизбежно отвлекается, пусть даже непродолжительное время, однако этого достаточно, чтобы проглядеть важное изменение в дорожной обстановке. Не будем снимать со счетов и возможность попадания пепла в глаза и опасность возникновения пожара из-за упавшей на чехол искры.

Научно и практически доказано, что курение столь же вредно, сколь и употребление алкоголя. Так стоит ли рисковать здоровьем, безопасностью движения, а подчас и самой жизнью ради этого сомнительного удовольствия?

Ф. плоткин,

г. Минск врач-нарколог