Почему перегрелся двигатель


Среди читателей журнала есть и опытные автомобилисты, и начинающие. Совместить их интересы порой довольно трудно. Предлагаемая ниже беседа о причинах перегрева мотора адресована последним, а для «бывалых» мы хотим впоследствии подготовить другой материал на ту же тему.

Неисправна система охлаждения

Если просто начать перечисление всех возможных и почти невозможных неисправностей, список получится очень длинным. Поэтому упомянем лишь о тех, которые можно считать типичными.

Как известно, при первом техническом обслуживании полагается подтянуть болты (или гайки) крепления головки блока. Предписано это не зря: во время обкатки асбестовая прокладка под головкой дает усадку, которую нужно компенсировать. К сожалению, этой операцией нередко пренебрегают (даже на СТО), а в итоге прокладка может потерять герметичность. В зависимости от того, в каком месте это произошло, последствия проявляются по-разному. Вариант первый: попадание •масла в систему охлаждения, приводящее к загрязнению жидкости и постепенному ухудшению отвода тепла. Состояние жидкости надо периодически проверять, открывая пробку радиатора перед пуском холодного двигателя; в горловине и под ней не должно быть следов масла или маслянистой пены. Другой вариант — когда охлаждающая жидкость (антифриз или вода) проникает в систему смазки. Это случай наиболее частый и неприятный, но к беде он приводит «не вдруг». Симптомы такие: уменьшение, количества охлаждающей жидкости (хотя подтеканий нигде не видно) и одновременное повышение уровня масла в картере; появление точечных вкраплений, различимых на масляном щупе. Наконец, возможно прогорание перемычки между водяной рубашкой и камерой сгорания. При этом почти не бывает, чтобы газы из цилиндра прорывались в рубашку, обычно жидкость из рубашки уходит в цилиндр и быстро расходуется, а из глушителя даже в жару валят клубы пара. Это — сигнал немедленной остановки, ибо мотор может перегреться очень скоро.

Разумеется, причина потери охлаждающей жидкости может быть (и обычно бывает) гораздо более прозаичной: утечка в ослабленных соединениях шлангов и патрубков. Поэтому по утрам есть смысл не стартовать безоглядно, а осматривать то место, где стояла машина. Правило элементарное, но очень полезное, особенно если учесть, что подтекать может и масло, и тормозная жидкость.

Еще один возможный сюрприз — перегрев мотора из-за обрыва вентиляторного ремня. И здесь многое зависит от предусмотрительности водителя: изношенный, разлохмаченный ремень надо своевременно заменять новым. Ну, а если он все-таки разорвался в пути, сразу загорается контрольная лампочка заряда батареи; заметив этот сигнал, следует остановиться, не доводя мотор до кипения. О том, как в таких случаях добираются до гаража, неоднократно говорилось в журнале. Для примера вспомним хотя бы такое предложение: от ненужной шинной камеры отрезают ленту в виде кольца и натягивают ее на шкивы вместо ремня. Впрочем, перегреть мотор можно и с новеньким ремнем, если не следить за его натяжением. Проскальзывание ремня уменьшает производительность и водяного насоса, и вентилятора (там, где у него механический привод). При напряженном температурном режиме это не остается безнаказанным.

Есть своя «болячка» и у тех машин, где вентилятор вращается электромотором. Отказ электрики приводит к тому, что вентилятор не включается при повышении температуры охлаждающей жидкости. Зимой это может остаться незамеченным, а в теплую погоду, если не уследить за контрольным прибором и не принять необходимые меры, двигатель перегреется. Электромотор выходит из строя редко, а вот с датчиком его включения, установленным в бачке радиатора, такое случается. Способ ремонта один — заменить датчик, а до тех пор можно перемкнуть проволочкой его контакты. Вентилятор станет вращаться постоянно, но это не страшно и как временный выход из положения допустимо.

Двигатель требует регулировки

Первопричиной перегрева может быть не плохой отвод тепла, а избыточное выделение его в двигателе из-за неоптимального режима сгорания топлива, Правда, факторы такого рода влияют на температурный баланс не столь резко, как дефекты в системе охлаждения, но все же достаточно ощутимо. Не учитывать их нельзя.

Так, например, и слишком раннее и слишком позднее зажигание повышает температуру двигателя. Поэтому следить за установкой зажигания надо постоянно. В первую очередь, понятно, это отно сится к автомобилям с обычной, системой зажигания. Подгорание контактов не только изменяет зазор между ними, но и смещает момент искрой образования.

Однако установочный угол опережения — это не единственный контрольный параметр. Примерно тот же, если не больший отрицательный эффект получается при нарушениях в работе центробежного и вакуумного автоматов. Первый более капризен: случается заедание грузиков от грязи или коррозии, а иногда и обрыв пружинок. При этом двигатель заводится, работает, и нужно быть достаточно внимательным к своей машине, чтобы оценить ее поведение. Вакуумный автомат подводит редко, обычно он перестает работать из-за мелочи — соскочившего шланга,

Другой источник ненормальной работы двигателя — дефекты карбюратора. Обеднение горючей смеси делает тепловой режим более напряженным, на бедной смеси мотор склонен к перегреву. И уж, конечно, не остается безучастным к качеству топлива. _

Возможности двигателя и его системы охлаждения широки, но не беспредельны. Если к объективно трудным дорожным условиям (езда на тяжело загруженной машине по песку или рыхлому грунту, затяжные подъемы в горах транспортная «пробка» в городе, и все это в жаркий день) добавить еще и неумелость водителя, вероятность перегрев двигателя станет вполне реальной. Но бывают случаи и поинтереснее. Скажем после ночной езды, при утренней свежести и прохладе, мотор вдруг хочет «закипеть». Все очень просто: радиатор| забит коркой из раздавленных за ночь мошек и комаров. Впрочем, тот же результат успешно достигается и обычным невниманием к чистоте машины.

Подведем некоторые итоги нашего разговора. Мы договорились, что главная забота водителя — не допускать перегрева двигателя. Для этого нужно следить за техническим состоянием машины, не «насиловать» ее, быть внимательным к eё поведению. Ну, а если все же мотор «закипел»? В этом случае главное терпение. Остановившись и выключив зажигание, нужно ждать до тех пор, пока не прекратятся всякие шумы, бульканья и струйки пара. Лишь после этого можно пытаться открыть пробку — со всеми предосторожностями, о которых говорилось выше. Если промедлили с остановкой, потребуется доливка жидкости. Долить воду в антифриз можно, но вскоре (во всяком случае до зимы) придется заменить эту смесь «фирменной» жидкостью. И никогда не пытайтесь дотянуть до места с «кипящим» мотором, даже если это совсем близко. Такое нетерпение обернется серьезными и дорогостоящими неприятностями.