Без помпы никуда


водяной насос - помпаЕсли в дороге вышел из строя насос системы охлаждения (его часто называют помпой), продолжать движение на автомобиле становится невозможно: прекращается циркуляция ОЖ, а значит, двигатель моментально перегреется. Не поможет и включение мотора отолителя: «печка» лишь охладит «свой» радиатор, что в данном случае не принесет никакой пользы, поскольку охлаждение остального объема ОЖ происходить не будет. К счастью, обычно насос предупреждает о своей скорой «кончине» режущим слух «визгом», и у владельца есть время купить новый. Конструктивно помпы разных автомобилей похожи. В крышке на двух шарикоподшипниках («Москвич») или одном двухрядном подшипнике (ГАЗ, ВАЗ) закреплен вал, на который с одной стороны установлена крыльчатка насоса, с другой — приводной шкив и (на некоторых моделях) вентилятор. Между крыльчаткой и корпусом находится уплотнение (сальник) довольно хитрой конструкции. Если оно «потекло», охлаждающая жидкость поступает в полость к подшипникам, проникает под их уплотнительные кольца и вымывает смазку. Подшипник начинает шуметь и через некоторое время окончательно заклинивает. Правда, процесс этот достаточно продолжительный и вполне может растянуться даже до нескольких тысяч километров.

Доехать можно

В «Москвичах» и «Волгах» полость между сальником и подшипником имеет специальное контрольное отверстие снизу. Течь из него однозначно информирует о выходе из строя уплотнения. Чтобы добраться до места ремонта, отверстие можно загерметизировать, хотя в этом случае следует быть готовым к замене не только сальника, но и подшипников. В «Жигулях» и «Волгах» вал насоса одновременно является и внутренним кольцом подшипника, так что его тоже придется заменить при переборке.