Выбор шин: подбираем по размеру...


Сегодня мы поговорим о выборе размера шин для вазовских «восьмерок». В принципе, некоторая свобода действий предоставлена инструкцией по эксплуатации машины, хотя она и ограничена лишь тремя типоразмерами шин — 155/70 R13, 165/70 R13 и 175/70 R13. На двух последних сейчас ездит подавляющее большинство тольяттинских автомобилей. Нередко встречаются шины пошире, например, 185/70 R13 (о более широких «лаптях», надетых на такие же широкие легкосплавные диски, мы сейчас не говорим), а вот узенькие 155/70 R13 — совсем редкость.

Что находит и что теряет автолюбитель, останавливая свой выбор на том или ином размере шин?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы подобрали четыре комплекта шин одной фшзмы и одинаковых моделей (Gislaved Speed 316Т), но разных размерностей — 155/70 R13, 165/70 R13, 175/70 R13 и 185/70 R13, смонтировали их на «родных» стальных дисках ВАЗ-2108 и отправились на полигон, чтобы во всем разобраться самим.

ШИРЕ, ВЫШЕ, СИЛЬНЕЕ...

Прежде чем рассказывать о дорожных испытаниях, попробуем разобраться в «исходных данных». Размерность шин для автомобиля выбирается по многим условиям. Перечислим главные. Соображения компоновки. Колесо с покрышкой при любых ходах подвески и рулевого привода не должно задевать за кузов или другие детали машины. Второе важное условие: шина должна «держать» нагрузку. О том, на какую нагрузку рассчитана шина, можно узнать по индексу грузоподъемности, входящему в число обязательных маркировочных символов. В принципе, чем шире шина, тем больше ее грузоподъемность при прочих равных условиях. В нашей четверке этот параметр лежал в пределах от 387 кг у шины 155/70 R13 до 530 кг у 185/70 R13. Разброс велик, но даже «слабенькая» 155-я шина вполне устроит ВАЗ-2108, полная масса которого 1325 кг.

Третье условие связано с предельной эксплуатационной скоростью. Паспортная «максималка» автомобиля не должна быть больше «зашитой» в индексе скорости цифры. У нас все шины, независимо от ширины, на боковине имели букву «Т», что означает «не более 190 км/ч». Для «восьмерки» — это с запасом, даже если ехать под горку...

Итак, все эти обязательные условия в нашем случае соблюдены.

ТОЛСТЫЙ, НО СТРОЙНЫЙ

Прежде чем перейти к ездовым впечатлениям, скажем пару слов о внешнем виде ВАЗ-2108, обутом в разновеликие шины.

Если ширина покрышки 165 или 175 мм, то это привычная «восьмерка», причем только наметанный глаз может с первого раза определить разницу между этими колесами.

Если установлены шины 155/70 R13, то появляется явная дисгармония - «избушка на курьих ножках». Некрасиво.

Другое дело — 185/70 R13. Мощные «лапти» заполняют больше пространства в колесных нишах, автомобиль стоит выше, увереннее и имеет более агрессивный вид.

Так что в нашем случае широкие шины явно предпочтительнее.

ДИНАМИКА

Ряд параметров, характеризующих динамику «восьмерки» на разных шинах, приведен в таблице. Что мы видим? Более широкие шины тяжелее и создают большее сопротивление качению, а потому снижают предельные возможности автомобиля. Все логично. Хотя количественно разницу нельзя назвать впечатляющей.

Но почему тогда при разгоне с места вдруг проиграли самые легкие и узкие шины 155/70 R13? Этому есть объяснение. При старте, когда испытатель отпускает педаль сцепления при оборотах двигателя, соответствующих максимальной мощности, узкие шины легко срываются в пробуксовку и не реализуют тяговые возможности двигателя, отсюда и проигрыш в долях секунды более широкой 165-й резине.

Зато с эластичностью все понятно и закономерно. Здесь шины выстроились строго «по росту», и разница между ними уже весьма ощутима. Что означают все эти цифры в реальной эксплуатации? На узких шинах автомобиль легче катится, и темп набора оборотов двигателем выше. Особенно хорошо это чувствуется на высших передачах. Если на шинах 155/70 R13 можно совершить обгон на четвертой передаче, то в тех же условиях шины 175/70 R13 или 185/70 R13 потребуют перехода на третью.

Но при езде в активном режиме, с выкручиванием мотора до 5500—6000 об/мин на всех передачах, разница не будет столь заметна. Если, конечно, не смотреть на спидометр... Оказывается, если верить спидометру, «максималка» на шинах 155/70 R13 составляет 165 км/ч! А на самых широких 185/70 R13 — всего 150 км/ч. Неужели такая разница? Конечно, нет. Просто на шинах меньшего диаметра спидометр гораздо сильнее завышает скорость. О точности его показаний с разными шинами говорит специальная таблица. Но, если хотите прихвастнуть перед соседями по гаражу впечатляющей «максималкой», то один из способов — установить маленькие шины.

ТОРМОЗА

Широкие шины обеспечивают меньший тормозной путь. Существенно отличаются и усилия на педали тормоза, необходимые для максимального замедления автомобиля. С шинами 185/70 R13 нужно давить на педаль в два раза сильнее, чем с шинами 155/70 R13. Так что, с этой точки зрения, водителю проще тормозить на узких шинах — сил расходуешь меньше, да и дозировать усилие на педали тормоза проще.

С более мощными покрышками 175/70 R13 и 185/70 R13 управлять замедлением менее приятно — педаль тормоза уже прилично «продавлена», а требуемое замедление все еще не наступает. Правда, в конце концов наградой за физические нагрузки станет меньший тормозной путь.

Обобщая эти наблюдения, мы не можем признать шины 185/70 R13 лучшими по тормозным свойствам; скорее, все четыре размерности находятся в примерно одинаковых условиях.

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

Начнем со штатных режимов. Первое, что чувствует водитель при замене шин на более узкие или широкие, — это изменившееся усилие на руле.

Если покрышки 155/70 R13 позволяют легко парковаться и совершать крутые повороты. то с увеличением ширины шин делать это становится все труднее и труднее. Повернуть руль ВАЗ-2108 на шинах 185/70 R13 почти так же тяжело, как на ВАЗ-2Ю5.

Движение по прямой несколько проще на более широких шинах, так как с ними зона отсутствия реактивного действия на руле меньше. В поворотах широкие шины так же позволяют ехать увереннее за счет лучших сцепных свойств.

В остальном отличия минимальны. Но чтобы точнее во всем разобраться, нам пришлось помучить нашу «восьмерку» на специальных трассах в предельных режимах.

Для полноты картины поведение ВАЗ-2108 было оценено как с частичной нагрузкой, так и с полной.

Загруженный автомобиль на шинах 155/70 R13 обладает низкой чувствительностью и большими запаздываниями реакций на действия рулем, который приходится крутить на большие углы и с опережением. Иначе удержать машину на заданной траектории не удастся. С другой стороны, «легкий» руль не требует от водителя особого физического напряжения. Сцепные свойства шин при этой ширине не позволяют ехать с большими боковыми ускорениями, зато управлять траекторией с помощью тяги просто!

Результаты дорожных испытаний ВАЗ-2108 на шинах Gislaved Speed 316Т

Параметр

155/70 R13

165/70 R13

175/70 R13

185/70 R13

Масса, г

4900

5600

6400

7450

Максимальная скорость, км/ч

147,8

147,6

145,4

144,0

Разгон с места, с

до скорости 100 км/ч

17,01

16,75

17,39

18,40

на пути 400 м

20,46

20,41

20,35

20,62

на пути 1000 м

38,24

38,10

38,37

38,46

Разгон на 4-й передаче, с

с 60 до 100 км/ч

18,04

19,91

22,09

23,01

Разгон на 5-й передаче, с

с 80 до 120 км/ч

34,15

38,62

45,01

52,34

Выбег автомобиля, м

со скорости 130 км/ч до 80 км/ч

806

800

752

741

со скорости 50 км/ч

618

602

514

487

Расход топлива, л/100 км

при 90 км/ч

5,92

5,96

5,98

6,02

при 120 км/ч

7,98

8,00

8,04

8,35

Тормозной путь, м

(со скорости 100 км/ч)

63,4

61,3

60,7

59,8

Замедление, м/с2

-6,3

-7,0

-7,2

-7,8

Усилие, кг

19.3

32.9

40.1

41.9

Максимальная скорость

выполнения маневра

«переставка» на полностью

загруженном автомобиле, км/ч

79,6

77,8

80,9

80,5

С увеличением ширины шин растет усилие на руле. Автомобиль активнее реагирует на управляющие действия водителя, демонстрирует лучшие реакции на сброс газа, повышаются предельные возможности автомобиля. Но количественно все эти изменения очень малы. Скажем лишь, что шины 185/70 R13, с точки зрения управляемости в предельных режимах, нам тоже не очень понравились. Автомобиль на таких «лаптях» уверенно пишет траекторию, но управлять им сложнее из-за большого усилия на руле и ограниченных возможностей управления автомобилем с помощью тяги — моторчик объемом 1300 см3 для этого слабоват. Тяжело. К тому же при полной нагрузке шины 185/70 R13 на задней оси начинают задевать за кузов и пружины подвески. Эти контакты происходят лишь в предельных режимах езды при боковых ускорениях около 0,7 g. В реальной эксплуатации, да еще с полной загрузкой, такие боковые ускорения не достигаются, так что «перетирания» шин можно не бояться.

На автомобиле с частичной нагрузкой — один или два человека в салоне — широкие шины в контакт с кузовом уже не входят.

На шинах 185/70 R13 и 175/70 R13 можно ехать быстрее по извилистой дороге. При этом лучше контролируется траектория, больше вероятность того, что в случае ошибки водитель все же справится с автомобилем.

ВАЗ-2108 на крупных шинах 185/70 R13 (слева) выглядит намного солиднее, чем на маленьких 155/70 R13 (справа)

На узких шинах пределы наступают раньше: чуть больше скорость — и сразу выход наружу поворота. С этим приходится бороться не только сбросом газа, но и доворотом руля. Так что для активной езды шины 165/70 R13 не совсем удобны, а уж 155/70 R13 и подавно.

ДЕМПФИРУЮЩИЕ СВОЙСТВА. ШУМЫ

Шины первыми «принимают удар» от дорожных неровностей, а уж затем в дело вступают подвеска, кузов и сиденья. Разные шины по-разному выполняют эту роль. В нашем случае четко прослеживается закономерность: чем шире шины, тем меньше передаются на кузов удары от мелких неровностей, швов, стыков асфальта. То есть наиболее комфортны шины

185/70 R13. Но это — при прямолинейном движении. В повороте неровности воспринимаются всеми шинами примерно одинаково — независимо от ширины.

По шумам отличий мы не обнаружили. Это скорее всего объясняется одинаковым рисунком протектора, ведь именно он обычно «поет» при качении.

ЧТО ВЫБРАТЬ?

К сожалению, из-за сбоя в работе компьютера исчезли точные данные о расходах топлива в городских режимах эксплуатации разных шин. В принципе, закономерность здесь простая — чем шире шины, тем больше расходы топлива. Для многих это явится главным критерием. Плюс к тому — более узкие шины еще и дешевле.

А мы, оценивая все результаты наших испытаний, пришли к таким выводам. Первый из них: надо ставить шины 165/70 R13 или 175/70 R13, причем мы бы посоветовали 175/70 R13.

На узких шинах 155/70 R13 автомобиль лучше разгоняется, лучше катится, расходует меньше топлива, но в количественном отношении эти преимущества не столь существенны, чтобы ради них жертвовать тормозной динамикой и управляемостью. Да и выглядит с ними машина неважно.

Широкие шины — в нашем случае 185/70 R13 — обладают достоинствами и недостатками, примерно компенсирующими друг друга. Толчком к установке таких шин может стать, скорее всего, желание иметь более агрессивный внешний вид и больший клиренс автомобиля.

Шины еще большей ширины тоже могут быть установлены на ВАЗ-2108, но в этом случае уже необходимы более широкие диски и даже доработка колесных арок кузова. Но это — тема отдельного разговора.

О. РАСТЕГАЕВ Фото автора, рисунки Ю. Якунина

 

Оценка верности показаний

спидометра

Скорость по спидометру, км/ч

40

50

60

70

80

90

100

110

120

130

140

150

160

Истинная скорость, км/ч

155/70 R13

34

44

54

63

72

82

91

99

108

116

125

135

165/70 R13

35

45

55

65

75

85

94

103

112

121

130

175/70 R13

36

47

56

66

76

86

96

106

115

124

133

185/70 R13

37

48

58

68

78

88

98

108

118

127

136